Уберу под спойлер, чтобы не смущать тех, кто летает как на крыльях в ожидании перевода и качественной картинки и не хочет портить себе настроение "упадническими" разговорами. Прошу прощения, если не получилось внятно высказаться (из-за ограниченности во времени). Этот пост написан не ради дебатов, а дабы поблагодарить всех за дискуссию, из которой я выпала за последние 2 дня.
Не думаю, что Шахрукх, при всей своей мудрости и опыте работы, стоически переносит травлю – а другим словом назвать то, что происходит почти при каждой премьере его фильмов, язык не поворачивается – он, как и любой человек, расстраивается. А кто бы на его месте не расстраивался, видя, что усилия сделать качественный и красивый фильм, (снова) не оценили соотечественники?
Даже по тем немногим интервью, что я переводила, чувствуется, как сильно его задела, к примеру, история с “Ra.One”: до сих пор, 6 лет спустя, он чуть ли не извиняется, объясняя, что а) это был фильм для (его) детей и б) что Гаури сказала ему: имеешь право делать какой угодно фильм, ты заслужил. Что это за самоуничижение?! С какой стати ему вообще извиняться и пускаться в объяснения?!
То, что он делает фильмы не для индийского зрителя – слабое утешение. Мне, конечно, приятно, и я радуюсь, но когда я в очередной раз вижу «шлак», который делают другие (те ремейки южки, которые я осилила или которые пыталась посмотреть, к примеру), мне понятно, что дело отнюдь не в выборе Шахрукхом сценария, его возрасте и проч. Эта ненависть не к фильму, не к режиссеру, не к сценаристу, не к актерам, а именно неприятие Шахрукха как человека.
Думаю, ненависть по отношению к нему – явление неискоренимое. Здесь действуют два фактора. Первый – личный: неприязнь к аутсайдеру, который всего-добился-сам, помноженная на зависть, – со стороны одних; косность, отсутствие способности критически мыслить и невежество – со стороны других. Второй фактор – политический: массы хорошо чувствуют, откуда ветер дует - на кого можно, скажем так, «катить телегу», а кому следует петь (фальшивые) дифирамбы. Достаточно сказать, что я ни разу не видела столько ненавистнических комментариев под видео на Youtube с песнями из фильмов или интервью других индийских звезд (хотя им всем достается, конечно – идиотов в Сети хватает).
Теперь вопрос: а что остается делать нам, не-индийским поклонникам? Куда выплеснуть переполняющие нас чувства? А у нас, поклонников не из Индии, есть неотъемлемое право задаться вопросом: почему попытки Шахрукха сделать что-то новое, нешаблонное, выглядят как метание бисера перед свиньями? И началось это не 6 лет назад, нет. Давайте вспомним неудачи “Dreamz Unlimited” (“Phir Bhi Dil Hai Hindustani”, “Asoka”). На фоне этих двух фильмов работы с Караном, любимые в народе, но являющиеся, по сути, красивыми пустышками, играющими на приверженности индийцев к семейным ценностям, выглядят очень бледно. Не то что бы KKHH и K3G были из рук вон плохи, нет. Трогательные истории любви, романтический танец в мокром сари под дождем, апеллирование к пресловутым семейным ценностям, наконец, – это прекрасно само по себе, но всякой вещи - свое время под небом. Я уже вышла из того возраста, когда прячутся под кроватью (за красивой картинкой на экране) от страшных монстров, лезущих в окно (реальности). И нет, я не противоречу своему собственному прошлогоднему посту про эскапизм и про возвращение в детство, которое я нахожу в индийском кино. Просто мне действительно не близка позиция, выражающаяся в сентенции «La vie est une merde». Тлен, безысходность, сочащаяся с экрана, - убийственна. Мне ближе другое: укажи на проблему и не оскорбляй интеллект зрителя, «разжевывая» за него то, что он сам способен увидеть и почувствовать, «проживая» историю твоих героев на экране.
Поправьте меня, если это не так ( в конце концов,я мало видела индийских фильмов), но, насколько я понимаю, успехом у индийского зрителя пользуются картины, которые на протяжении двух с половиной часов под видом откровения свыше преподносят среднестатистическому зрителю ряд прописных истин.
1. Некоторые преподаватели высшей школы морально издеваются над студентами, ломают им жизнь. Всё и всех можно купить за деньги. Наличие способностей и светлой головы при отсутствии денег и связей – гарантия нищей жизни и работы на светлые идеалы до седых волос.
2. На самом деле, большинство людей, причисляющих себя к той или иной конфессии, исповедуют единобожие, поклоняясь золотому тельцу, маммоне. Террористы – плохие люди, пособники Зла TM. Мы все живем под одним небом – долой национальные стереотипы!
3. «Особенные» дети, даже чрезвычайно талантливые, никому не нужны и часто подвергаются травле со стороны учителей и сверстников, ибо их таланты не востребованы обществом, поклоняющимся, en masse, см. п.2 Все это так, но не нужно из этой истории возводить мавзолей самому себе, такому понимающему и сердечному. Сделай документалку или даже ряд документалок, если тебя на самом деле волнует эта проблема.
Закругляясь, выражу мысленно поддержку Шахрухку. Благослови его Бог и дай ему удачи, здоровья и сил для осуществления всех его начинаний. Любых. Абсурдных, непонятных нам или понятных, технически сложных, предназначенных для детей и воплощающих мечты детства, дающих возможность (и зрителю в том числе) побывать в шкуре темного гения, романтика с разбитым сердцем и проч. и проч. Он действительно этого заслуживает.
The heart has reasons that reason cannot know – Blaise Pascal («Сердцу ведомы такие тайны, которые рассудку не понять»).
Сообщение отредактировал NataliS - Пятница, 18.08.2017, 09:06
Наташа, спасибо за мысли....я только хочу сказать, что ШАХ РУКХ КХАН стал ИМЕНЕМ не где то, а именно в Индии, заработал СЛАВУ в Индии, стал Глобальным именем, как индиец, заработал состояние в Индии....можно и дальше продолжать....так что если бы он не был любим в Индии( ибо его сфера деятельности связана именно с принятием людьми), то он бы не стал тем, кем стал......
Наташа,Света,вы обе правы,по-своему.Вот такой Шах Рукх Кхан противоречивый,непонятный и родной одновременно.Самородок,взращенный на стыке двух диаметрально противоположных цивилизаций,и поэтому никому до конца не родной.Если феномен SRK изучают на своих кафедрах профессиональные западные киноведы,то где уж нам с вами,людям далеким от полной и достоверной информации,разобраться в том,что на самом деле происходит в этом бурлящем индийском котле? На мой личный взгляд- гений Шаха видится лучше на расстоянии,а в индийском менталитете мало логики и здравого смысла,но зато много стадных эмоций.Я ни в коем случая не умаляю достоинство индийцев как народа-возможно для них быть такими-счастье. Шах снова снялся в кино "мимо кассы",но я в восторге от этой работы.Просто здесь нет ничегошеньки,что было бы близко и понятно среднестатистическому индийскому зрителю.А я как зритель европейский довольна тем.что Шах создал такой образ,который делает ему честь как актеру и профессионалу.Потрясающая работа оператора,композитора и ,конечно,режиссера.Скорее бы качество!!! Даже без перевода,этот фильм хочется смаковать !!! Кто сказал,что чудес не бывает...просто посмотрите на НЕГО внимательно
Сообщение отредактировал sarra - Пятница, 18.08.2017, 13:15
Света, я согласна со всем, что ты пишешь, и благодарю тебя за возможность высказаться. Мне захотелось провести ревизию своего отношения к Индии и индийцам по следам сказанного тобой. До знакомства с фильмографией Шахрукха Индия для меня ассоциировалась исключительно с понятием "великое прошлое": история, философия, лингвистика. Относительно любых аспектов жизни современной Индии в моем сознании был пробел, а в отношении кино - сплошные стереотипы, основанные на обрывках увиденных в детстве фильмов с Чакраборти и другими представителями старой гвардии. (Кино 50-х и 60-х прошло мимо моего поколения, увы). Думаю, что для большинства наших соотечественников дело обстоит точно также, и слово "Болливуд" для них и по сей день остается синонимом низкопробных фильмов с яркой картинкой и примитивным сюжетом, с неприятными на слух, пронзительными женскими голосами, поющими невнятную тарабарщину и способными вызывать только головную боль (сейчас это не так, естественно, - я описываю то, как обстояло дело раньше, до моего прихода на этот форум). Восточный базар, одним словом. Экзотика, существующая где-то на периферии большого и интересного мира, к которой изредка тянет. При том, что в целом общий тон - покровительственный, снисходительный - в отношении индийского кинематографа сохраняется в нетронутом виде. Шахрукх все это изменил в одночасье. (не он один, конечно, но он был тем человеком, который начал эти перемены в моем сознании). Он буквально перевернул мой мир и мои представления о стране, в которой родился. Так что мне очень бы хотелось видеть в индийцах больше уважения к тому, что он сделал и продолжает делать. Только и всего. Я прекрасно понимаю, что для подавляющего большинства жителей Индии нужны такие фильмы, как те, краткий обзор которых я дала в своем сообщении. Но я против того, чтобы эти фильмы и их создателей ставили всем в пример и призывали всех без исключения следовать найденному ими выгодному шаблону. Для меня это выглядит как попытка превратить всех зрителей в посетителей кафе "Отрыжка" (метафора не моя, просто удачно описывает ситуацию) - зачем мне пережеванная кем-то, размягченная пища, которую представляют собой т.н. фильмы с социальным посылом? Я давно не младенец - такие "истины" человек постигает в возрасте 20-25 (30) лет, когда начинает самостоятельную жизнь и учится рефлексии. В своем сообщении я хотела сказать, что мне не нравятся обе крайности: как чересчур "сладкая", далекая от реальности картинка, так и та, в которой акцент делается исключительно на темных, мрачных аспектах действительности. Именно поэтому мне по душе то, что делает Шахрукх: золотая середина, "мера лучше всего". Да, и касательно модной ныне темы защиты (прав) женщин - в его фильмах, в которых тема уважения к женщине присутствует неизменно, но ненавязчиво (Sic!), я тоже вижу больше толку, чем в выглядящих карикатурно (по заказу Гостелерадио индийского правительства) фильмах. sarra, спасибо за твои мысли! Интересно читать взвешенный взгляд на ситуацию.
Цитатаsarra ()
никому до конца не родной.
Свой среди чужих, чужой среди своих. Но мне все-таки кажется, что он многим "родной" - как у себя на Родине, так и европейцам. Универсальность - вот что, возможно, лежит в основе "феномена SRK". Другое дело, что у себя на Родине он почему-то часто становится "козлом отпущения", что, с одной стороны, понятно - мимо такой "глыбы" сложно пройти, не заметив (и не пнув), а с другой - не очень приятно для его поклонников.
ЦитатаMarisa ()
и что Шаху делать? Сниматься в дурках, каким обещает быть фильм про карлика?))))
Не знаю, каким по жанру будет фильм про карлика. Мне, честно говоря, все равно. Для меня ответ однозначный: лишь бы снимался. Я эгоистична: мне бы не хотелось, чтобы его присутствие в моей жизни сводилось к (гипотетически) роли общественного деятеля, публичного оратора и т.п.
The heart has reasons that reason cannot know – Blaise Pascal («Сердцу ведомы такие тайны, которые рассудку не понять»).
Я прекрасно понимаю, что для подавляющего большинства жителей Индии нужны такие фильмы, как те, краткий обзор которых я дала в своем сообщении. Но я против того, чтобы эти фильмы и их создателей ставили всем в пример и призывали всех без исключения следовать найденному ими выгодному шаблону.
Я думаю, что профессионалы кино это тоже прекрасно понимают, но они вряд ли активничают в социальных сетях) поэтому и создается впечатление, что развитие никому не нужно) СМИ же как и масса или толпа являются продуктом эры потребления, они просто озвучивают то, что ловят среди таких же недоучек и недорослей в сети....именно поэтому я отношусь ко всей этой писанине скептически...
ЦитатаNataliS ()
В своем сообщении я хотела сказать, что мне не нравятся обе крайности: как чересчур "сладкая", далекая от реальности картинка, так и та, в которой акцент делается исключительно на темных, мрачных аспектах действительности.
Как говорится, каждому свое....в Индии выпускают столько фильмов, что должно хватить на любой вкус и цвет...
ЦитатаNataliS ()
Но мне все-таки кажется, что он многим "родной" - как у себя на Родине, так и европейцам. Универсальность - вот что, возможно, лежит в основе "феномена SRK".
Согласна!!
ЦитатаNataliS ()
Не знаю, каким по жанру будет фильм про карлика. Мне, честно говоря, все равно. Для меня ответ однозначный: лишь бы снимался. Я эгоистична: мне бы не хотелось, чтобы его присутствие в моей жизни сводилось к (гипотетически) роли общественного деятеля, публичного оратора и т.п.
Наташечка, вод здесь я с тобой не только руками, но и ногами ЗА!!!!!!!!!!! Пусть снимается до 100 лет!!!!!!!!!!!!!
Девочки! Спасибо вам за обсуждения! Очень интересно читать. С каждым новым фильмом влюбляюсь в Шаха снова и снова. И не хочу чтобы это когда-нибудь закончилось... Что касается отношения к нему в своей стране (травля в СМИ). Сейчас в одной из групп в VK выкладывают интервью/статьи прошлых лет. И если не смотреть дату, можно подумать, что все свежие,написанные под копирку из года в год, во время всех релизов. Раньше я очень болезненно относилась ко всему негативу в адес Шаха (хотелось взять базуку в руки ). Сейчас поуспокоилась, более филосовски смотрю на все это. Больше переживаю, что Шах переживает И не могу насмотреться на последние видео Jee Ve Sohaneya и Ghar. Боже, печальный Шах А для поднятия настроения в 158 раз слушаю Raula.
Сообщение отредактировал M0-TATA - Суббота, 19.08.2017, 13:40