А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер,
Моря и горы ты обшарил все на свете,
И все на свете песенки слыхал.
Спой нам, ветер, про дикие горы,
Про глубокие тайны морей,
Про птичьи разговоры, про синие просторы,
Про смелых и больших людей! …
Кто хочет - тот добьётся,
Кто ищет - тот всегда найдёт! (с)
Почему я взяла в качестве эпиграфа именно это стихотворное произведение, напоминающее всем кто старше 30-ти об отечественной экранизации приключенческого романа Жуля Верна. Совсем не потому, что кин веселый и праздничный, жизнеутверждающий и позитивный. Ключевая фраза для этого кино из данной песенки именно последняя. Кто ищет, тот всегда найдет. Это можно отнести и к героям фильма и к тем, кто имел неосторожность или наоборот обдуманный порыв его поглядеть. В принципе, кино можно отнести к жанру-бродилок, только не комедийно-приключенческих, а бродилок фантазийно-мистически-исторических.
После просмотра фильма мое состояние назвать просто удивлением - это было слишком мягко сказано. Гораздо больше подходит глагол афанареть или ахренеть, если хотите. То есть я поняла, что ни фига не поняла, ну кроме поверхностной канвы, на которой выстроен сюжет. Начинается все вполне себе в обычном для бродилок стиле, исчезает в каких-то непонятных развалинах седой археолог и по его следам идет экспедиция, в составе государственных чиновников от археологии, консультанта по научным вопросам ( дочери пропавшего по совместительству), кучи военных для охраны и защиты и еще одной кучи чернорабочих для переноски немалого научного имущества. Все эта компашка отправляется на остров где-то там около Вьетнама на поиски сгинувшего археолога и заодно следов пропавшей в 13-м веке древней тамильской династии Чола. А дальше… начинается весьма специфическое буйство режиссерской фантазии, которое длится три часа, периодически поражает откровенной глупостью и отсутствием логики, периодически заставляет ржать от того как поставлены и выполнены спецэффекты, но тем не менее смотреть не скучно, интрига держит напряжение всю дорогу, и местами кино даже завораживает в своей галлюциногенной абсурдности.
Сразу скажу, что народу с нежными и чувствительными душами кино противопоказано, потому как в нем до фигища сцен насилия, с отвратительными деталями человеческих жертвоприношений и каннибализма, утрирование и смакование так называемой эстетики крови и смерти. С учетом профессионального медицинского цинизма шокировать такими кадрами меня очень сложно, для этого они должны быть в достоверно-реалистичной манере выполнены, здесь же я ржала почти весь кин от косяков и натяжек, периодически в голос материлась, но смотреть не прекращала, потому что оно близко по исполнению к полотнам абстракционистов и несомненно является проявлением искусства.
Первая часть действительно сделана в жанре бродилки, причем с уклоном в мифологическую индийскую мистику, то есть с отсылками к шиваизму и его суевериям, понять все местные тамильские тараканы сложно в силу недостаточного знания индуизма. Герои преодолевают разнообразные ловушки, одна гаже другой, и больше всего по жанру этот кусок напоминает откровенный трэш. При этом очень неплохое актерское исполнение и музыкальное сопровождение, буйство спецэффектов (пусть и сильно корявых), интрига закручивается все больше, хотя глупости есть несусветные. И все это дополняется весьма своеобразными психологическими аспектами отношений главных героев и черным юмором отдельных сцен и диалогов. Похоже одновременно на все американские бродилки и ужастики сразу. Шли они шли и наконец пришли. И вот там где они пришли начинается полный сюр. Сразу вспоминается еще одна известная советская песенка:
Весь покрытый зеленью, абсолютно весь, Остров невезения в океане есть…
Там живут несчастные люди-дикари, На лицо ужасные, добрые внутри.
На лицо ужасные, добрые внутри, Там живут несчастные люди-дикари.
Как назло на острове нет календаря, Ребятня и взрослые пропадают зря.
Ребятня и взрослые пропадают зря, На проклятом острове нет календаря.
По такому случаю с ночи до зари Плачут невезучие люди-дикари
И рыдают, бедные, и клянут беду В день какой неведомо, в никаком году.(с) История резко превращается из бродилки в историческую легендарную летопись, причем не в воспоминаниях или переносе во времени, это не игры разума и сознания главных героев, это типа потерянное вырождающееся племя, представители древней сохранившейся тамильской династии, живущей в весьма своеобразных условиях и придерживающихся еще более своеобразных традиций и обрядов. Больше всего напоминает времена древней истории типа Вавилона. Короче, начинается полный и откровенный писец, эклектический бред, который продолжает поддерживать неподдельный интерес к фильму уже скорее вопросом, что именно жрал реж, какую траву, грибы или синтетические наркотики, что его угораздило такое создать. С учетом, что реж у нас еще и сценарист в одном флаконе получается, что ответственность перекладывать не на кого.
Еще полтора часа продолжается непохожая ни на что картинка, потом вся история достигает апогея и апофеоза, которые опять-таки шокируют очередным поворотом на 90 градусов, то есть перпендикулярно всему сюжету, потому как финал у фильма логически не согласован ни с первой, ни со второй частью. Все это с прекрасной мощной закадровой музыкой, приличными экзотическими песнями, местами интересными операторскими находками в плане света, цвета и ракурсов, не менее интересными и креативными примочками от реквизиторов, гримеров, стилистов и визажистов. Но количество логических косяков зашкаливает на полную катушку, так же как бесконечные откровенные ляпы по постановке боевых и трюковых сцен. Отсылки одновременно сразу и к Апокалипсису Мела Гибсона, и к Золото Маккены, и к Гладиатору с Расселом Кроу, и массе других культовых и не очень западных фильмов. Актерская игра колеблется от превосходной до безобразной, часто в исполнении одного и того же актера, причем по большому счету это не имеет никакого значения, потому что все происходящее в кадре настолько абсурдно и при этом одновременно в этом что-то есть. Из актеров исполнителей мне больше всего понравились две главные героини, и сыграли прилично, и роли прописаны очень нестандартно для южно-индийского кино. В результате получается невообразимая мешанина и по смыслу, и по стилю, и по жанрам. Когда досматриваешь кин остается закономерный вопрос – а что это ваще было????
В этот раз после просмотра я полезла искать чего это было везде. То есть рецензий отечественных индоманов и иноземных поглядевших с ИМДб мне было недостаточно, потому как народ тоже ни хрена не понял. Мнения о фильме радикально делятся на две половины - от полное дерьмо до настоящий шедевр. Крайне редко чего-то нейтральное, но оно скорее такое – раз не понятно, то наверное это что-то концептуальное. При этом почти никто не пытается разобраться о чем вся эта байда. Поэтому я полезла на Вики, ничего вразумительного там нету, зато есть пару ссылок на рецензии критиков. Те тоже в непонятках и тоже разбегаются от 0 до 4 звезд. Дальше я стала копать в инете все, что могло иметь отношение к данному фильму, его исторической подоплеке. Потому как соглашаться с мнением большинства поглядевших, что кин представляет собой наркотический бред режа как то не сильно хотелось. Не смотря на абсурдную и абстрактную форму подачи, кино несет несомненную смысловую нагрузку, осталось только понять какую. Интервью самого режа не прояснило вопрос о смысле никак, зато позволило узнать, что кино создавалось почти 3 года и режиссер претендовал на эпохальное полотно покруче Аватара, но наполненное глубоким смыслом. Будем искать смысл, решила я и углубилась в поиски.
В результате полного закипания моего мозга и прочтения бесчисленного количества инетовских страниц я таки нарыла, что кин совмещает в себе сюжетную линию построенную на шиваисткой мифологии, истории тамильского государства периода от 1-х до 13-го века нашей эры и отсылки к политической борьбе террористической организации под названием красные тамильские тигры, которая существовала на Шри-Ланка. Вот такой коктейль. Основным доминирующим лейтмотивом сюжета является историческая легенда о двух могущественных тамильских династиях Чола и Пандеи, которые боролись за власть и влияние между собой до 13-го века , потом династия Чола была побеждена и исчезла с лица земли (по крайне мере в исторических документах и хрониках), а династия Пандеев растворилась в населении современного штата Тамил-Наду. Но, оба клана враждовали между собой по принципу непрекращающейся личной вендетты, яростно боролись за уничтожение противника, не церемонясь в выборе средств. Причиной вражды, согласно легенде послужила кража Чолами драгоценной короны Пандеев и еще какой-то ритуальной утвари, которую якобы предки Пандеев получили в результате победы над Индрой и отсылки об этих событиях есть в Махабхарате и ведах. Причем легенда не типа народных сказок и баек, а имеющая под собой классический источник, представляющий собой памятник средневековой литературы тамилов в пяти томах. (Какое счастье, что я не знаю тамильского). Все это полагаю реж прочитал, вдохновился, и попытался представить в художественных образах возникших в его неординарном сознании. Что из этого получилось – бред или шедевр каждый может оценить сам. Финальный кусок фильма символизирует реальную ситуацию, произошедшую на Шри-Ланке, с участием ТОТИ, тех самых пресловутых террористических тамильских тигров.
Как на мой взгляд, глядеть это кино стоит эстетам, потому как простор и фантазия их художественному воображению практически бесконечная, интеллектуалам, для того чтобы получить импульс к поиску новых знаний о неизвестной культуре, любителям бродилок, мистики и трэша в одном флаконе, причем не слишком притязательным в плане спецэффектов. Ну и конечно психиатрам этот кин будет несомненно интересен, как история душевной болезни творческой личности и возможность погрузится в глубины подсознания режа, выплеснутые наружу почти с эксгибиционисткой откровенностью. Кино вызывает странные ассоциации, мне на эмоциональном плане кин не понравился совсем, послевкусие осталось неприятное, на логическом уровне вызвал массу претензий по построению сюжета и отсутствию здравого смысла в сценарии, зато в плане возможности поразмышлять и попробовать понять что именно хотел сказать реж в такой экстравагантной форме кин предоставил благодатное поле деятельности. Если существует жанр концептуальных арт-хаусных треш-бродилок, то это оно и есть. Отзыв получился не слишком внятный, ну, какое кино – такой и отзыв.
З.Ы. Чем-то неуловимым этот кин заставил меня вспомнить смотренный давеча кин Мани Ратмана Море. Так вот у Мани при блестящей, изысканной форме и оболочке, суть кажется недостаточно глубокой, чтобы тратить на такие идеи, столь прекрасное оформление. Здесь же наоборот, смысловая нагрузка настолько сложная и насыщенная, что хотелось бы более совершенную форму воплощения. Хотя, неординарность и нестандартность мышления и видения режа искупает недостатки. Скучным и пустым этот кин назвать сложно.))))