Самудри | Дата: Четверг, 23.10.2014, 19:11 | Сообщение # 1 |
Заслуженный рецензент!!! Вредный критик!!!
Группа: Модераторы
Сообщений: 8162
Награды: 121
Репутация: 294
Статус: Offline
| Чего еще мы не говорили про индийское кино? Смотрели? Смотрели! Хвалили? Хвалили! Восторгались? Восторгались! Придирались? Ох, как придирались! Ругали? Ай-яй как ругали! Но, если вы думаете, что этого достаточно, значит, вы плохо знаете Болливуд. Они ж там снимают и снимают, ставят и ставят, выпускают новые фильмы и выпускают, кто по старинке, кто с экспериментами, кто нагло ворует, кто все-таки пытается придумать что-то своё. И плевать они хотели на доминирование Голливуда, концептуальность Европы и надвигающуюся желтую азиатскую заразу.
Мы исписали 13 тем, пытаясь понять и объяснить друг другу, что же такого в этом феномене, называющемся Индийское Кино, чем оно привлекает и отталкивает, чем оно завораживает и вызывает отвращение. В одной из недавно подвернувшихся под руки книг была замечательная фраза, которая характеризует манеру игры актеров хинди-кино: «Индийские актеры – самые лучшие в мире, они умеют кричать глазами». И знаете, в этом есть своя сермяжная правда. Они другие, они ни на кого не похожи, они поражают нас своими традициями и нравами, убивают вкусами публики и отношением к женщинам, не совпадают менталитетом и образом жизни. Но то, что Болливуд – это несомненное культурное явление, достойное как минимум просмотра – это нам уже не надо доказывать самим себе. Поэтому, в четырнадцатый раз – Добро пожаловать всем, всем, всем, кто любит, ненавидит, смотрит, обсуждает, порицает и восторгается хинди-кино. Открываем очередную тему. ))))
|
|
| |
Самудри | Дата: Пятница, 12.12.2014, 17:21 | Сообщение # 636 |
Заслуженный рецензент!!! Вредный критик!!!
Группа: Модераторы
Сообщений: 8162
Награды: 121
Репутация: 294
Статус: Offline
| Так получилось, что я планировала посвятить эту неделю просмотру пакистанского кино. Собиралась глядеть два фильма подряд, причем продукцию Лолливуда раньше оценить мне не удавалось, не попадались на глаза фильмы пакистанского производства. Кроме давно заинтересовавшего меня боевика-антогониста Салмашику, после Красотки Аннет предложила оценить Фавада Кхана в роли отличной от картонно-сахарного манекена, которого он сподобился сыграть в Болливуде. И подсунула мне этот кин. Я в очередной раз послушалась умного совета и не пожалела. Тем более что во второй заглавной роли здесь тот самый актер, звезда пакистанского кино, который играет в Waar, так что есть возможность сравнить разные амплуа для еще одного представителя Лоливуда. Поглядеть я успела только один, второй оставила на выходные. Я долго думала, где писать отзыв (в какой теме в смысле))), но пожалуй оставлю здесь.
Во имя Бога / Khuda Kay Liye (2007г.)
Что сказать, очень неоднозначное кино. Чем-то сродни МНИК по одной из идей. У него есть масса недостатков именно как у кинопродукта и есть к чему предъявлять претензии в плане режиссуры, монтажа, сценария и актерской игры. Но, тема, которую создатели выбрали для своего творчества, заслуживает внимания и позволяет забыть все придирки к качеству выполнения. Кино в свое время стало в Пакистане блокбастером, вызвало кучу споров и критики со стороны радикальных фундаменталистов, вплоть до требований запретить показы и наложения карательной фетвы на режиссера. Вопреки всем наездам, фильм получил немалое количество премий как внутри страны, так и на международных фестивалях, его называли фильмом-возрождением пакистанского кинематографа. У него высокий рейт на ИМДб (8.4), причем смотрели кин не только в Пакистане и оценивали не только представители исламской конфессии. Там 9 страниц отзывов, в массе своей кин называют шедевром, но штук 10 несогласных тоже присутствует. В Индии фильм был показан через год после премьеры на Родине, это был первый релиз пакистанского кино через 40 лет, вызвал смешанные и спорные отклики, индийская критика тоже его оценивала и оценивала не слишком бравурно. Таран дал 2.5 звезды, но честно писал, что кино не будет иметь успеха в прокате, потому что не предназначено для массового развлечения. Анупама кин хвалила, сайт Редифф тоже не ругал, короче кино скорее авторское и глядеть его стоит, настроившись на серьезную работу мозгов и эмоциональные переживания. Почему же фильм достоин просмотра.
Кино об Исламе. О двух ипостасях современного Ислама, таких разных и таких непохожих. Одно из проявлений данной религии боится весь мир, потому что знает с весьма страшной и непривлекательной стороны. Это Ислам террористов, ортодоксальных фундаменталистов, которые под зелеными знаменами с полумесяцем несут в мир Джихад против неверных, агрессивное и нетерпимое к иноверцам, уродливое лицо религиозных фанатиков. Они вызывают ужас и отторжение, они создают Исламу репутацию самой кровавой и мрачной религии, они живут по законам шариата и не хотят меняться в угоду окружающему миру. Это тот самый Ислам мужчин-воинов, сохранившийся с диких времен средних веков, когда для выживания племени надо было с мечами в руках отстаивать свою землю, скотину и воду, когда арабские кочевники-бедуины смогли выстроить свою цивилизацию и выжить только будучи сомкнутыми в кулак, защищающий родовые традиции.
Второе лицо Ислама, показанное здесь - светский более мягкий и терпимый вариант современного мусульманского общества. Это лицо отражает те самые изменения, которые проходит каждая религиозная конфессия в своем развитии, когда ее представители вдруг обнаруживают, что они не единственные люди на земле, что для мирного сосуществования с соседями стоит включать еще и мозги, а не только религиозные догмы, что мир меняется и вместе с ним меняются ценности человечества. Это улыбающееся мудрое лицо интеллекта и искусства, то творчество и полет воображения, которые позволили представителям мусульманской части цивилизации принести в мир красоту своей поэзии и музыки, достижения своей научной мысли, заставили уважать и ценить культуру исламских стран Востока наряду с западными и европейскими ее проявлениями. Это лицо тех достойных сынов и дочерей своего народа, которые расселились по миру и понесли лучшее из постулатов своей веры, этики и морали.
Но собственно сам сюжет фильма посвящен не столько международным отношениям мусульман, он скорее о внутреннем расколе и конфликте, происходящем в исламском обществе с тех пор, когда немаленькая часть его приверженцев по тем или иным причинам вынуждена была устраивать жизнь за пределами своих стран. При этом входя в непосредственное соприкосновение с представителями иной части человеческой цивилизации, ища компромиссы и приспосабливаясь, развиваясь и меняясь, но пытаясь оставаться верными своим традициям и религии. В центре сценарных коллизий достаточно светская образованная терпимая семья пакистанцев. Два брата, один из которых обосновался в Англии, второй остался в Пакистане и их дети, живущие в разных странах. Главная героиня – британская подданная пакистанского происхождения, молодая образованная эмансипированная красивая барышня, воспитанная скорее в традициях христианства, так как исконная религия совсем не помешала ее отцу пользоваться всеми преимуществами благ проживания в современной западной стране, включая любовные романы с англичанками. Еще главными персонажами становятся ее два пакистанских кузена, дети старшего из братьев, оба талантливые музыканты, уже достаточно известные и признанные на Родине. Именно вокруг их судеб закручивается драматическая и даже трагическая история, в которой будет много религиозной нетерпимости, традиционной безграмотной косности, терроризма, патриархата и ортодоксальных исламских норм с одной стороны. А так же брезгливого презрения, испуга и ненависти со стороны немусульман, всего того негатива по отношению к исламу, который возник после 11 сентября и взрыва башен-близнецов. Здесь много боли и несправедливости, наполовину причиняемой чужаками, наполовину творимой собственными руками. Много трагических ошибок и глупости, много борьбы за свободу и справедливость, только ошибается один, а отвечает другой, за чужие грехи и пороки приходится расплачиваться невинным. И жальче всех как всегда женщин, бесправных и угнетаемых, которым нельзя оставаться мягкими и слабыми, только сила духа и несломленная гордость позволяют им выжить и отстоять себя.
Это кино похоже на человека, стоящего посреди комнаты, на стенах которой развешаны зеркала. Он отражается в них, иногда напрямую, иногда искаженно, бесконечные лица множатся за его спиной, смешиваются, сливаются, накладываются друг на друга, создают странный сюрреалистичный эффект присутствия в комнате огромной толпы. Человек пристально вглядывается в эти нескончаемые отражения, пытаясь рассмотреть себя. Иногда он видит там улыбку и красивое одухотворенное счастливое лицо поэта, а иногда зверский оскал и горящие безумным огнем глаза фанатика с оружием в руках. Иногда это смеющая черноокая девушка с руками окрашенными хной перед свадебным обрядом, а иногда затравленная изнасилованная женщина, босая и неграмотная, чьи слезы на усталом измученном бледном лице скрывает паранджа. Иногда это благообразный седой бородатый мудрец, распевно произносящий строки Корана, звучащие как музыка, а иногда это мрачный заросший моджахед, яростно выкрикивающий «Аллах-Акбар» и обвязанный поясом шахида. Смеющиеся босоногие дети и усталые старики с выцветшими глазами, молодые и старые, веселые и грустные, красивые и ужасные. Отражений много и все они похожи друг на друга настолько, что сомнений чье это лицо не возникает. Этого человека зовут Ислам, и как любая из четырех самых больших религий на земле он многолик и многообразен. Мало ему конфликтов с иноверцами, он спорит сам с собой, пытаясь найти то единое, вечное, важное, которое позволит примерить и сделать счастливыми все его лики. Поглядев это кино, есть над чем подумать, о чем поспорить и кого искренне пожалеть, восхитится и ужаснуться одновременно и в какой-то момент прогнать малодушную мысль: как хорошо, что меня не угораздило родиться мусульманкой.
Среди множества вопросов, поднятых этим кино, один зацепил больше всего, женщина в Исламе – судьба главной героини. Может быть из-за того, что нам ментально легче понять ее ужас и гнев, ее стремление вырваться, потому что она очень похожа на нас. И среди большого количества тяжелых сцен в этом фильме, среди постоянно сжимающегося от сочувствия сердца, одна ее фраза резанула по-живому. Когда беременная героиня перед родами молится и обращается к Богу, она просит – только не девочка, пожалуйста, только не девочка, пусть это будет мальчик. Не потому что она прониклась патриархальными устоями и хочет сына, а потому, что видит весь этот мучительный беспредел окружающего ее исламского мира, потому что понимает насколько невыносимо быть в этом мире женщиной. Как сказала мне Аннет: с адом можно примирится если родится и жить в нем все время, не зная другого, но когда ты попадаешь в него из нормальной жизни, то он действительно становиться АДОМ на земле. Парадоксальнее всего то, что глядя на нашу жизнь и действительность исламские женщины, выросшие и впитавшие с молоком матери свою религию, могут так же искренне считать адом, те условия в которых приходится жить нам. Но все эти словеса, наплетенные после просмотра, ничего не говорят о качестве самого фильма. Снято оно неплохо в плане операторской работы и стиля. Есть интересные пейзажные находки, а есть невыразительные и испорченные монтажом. Так же и со сценарием, общая концепция действительно хороша, но детали вызывают нарекание, и своей утрированностью, и чрезмерным нагнетанием местами, и в чем-то недоработанностью и провалами. Иногда динамика провисает и видно лишние сцены, а иногда не хватает логического завершения. Финал весьма спорен и слишком позитивен, а может я придираюсь. Кино не идеально в плане режиссуры и сценария. Аналогично с актерской игрой. У Фавада Кхана это была дебютная роль, так же как и у пакистанской модели Иман Али, сыгравшей главную героиню. Для дебюта оно неплохо, но если сравнивать с исполнением Шаана, то все же слабее. Фавад в этом кино значительно больше раскрылся как актер, чем в той же Красотке, и уж сахара в его персонаже нет ни капли, зато много-много горечи. Иман красива той экзотической восточной пряной красотой, что хороша в национальных нарядах, но теряется в западном платье, и при этом она не похожа на индианок. Здесь практически нет гламура и глянца, и для модели решится сыграть такую роль уже подвиг. Так что в целом они молодцы. Шаана я обязательно оценю в боевике, похоже он не зря звезда пакистанского кинематографа. Весьма приличные второстепенные и мужские и женские, каждый на своем месте и почти все хороши.
Больше же всего в этом кино мне понравились два старейших представителя Ислама, два муфтия, антагонисты по трактованию единого вероучения. Рашид Наз прекрасен в роли ортодокса и фарисея от ислама, его персонаж идейный главгад, но сколько же харизмы и страсти в его хриплом голосе, произносящем закостеневшие догмы и выворачивающем к своей выгоде моральные постулаты. В контраст ему всего 10-ти минутное появление Насируддина Шаха. Вот кто здесь действительно вызывает восторг. Насир восхитителен и роскошен в образе муллы-мудреца, естественен и достоверен, как сама жизнь, а его монолог на урду стоит того, чтобы смотреть кино на языке оригинала, отбросив любую озвучку, потому что надо слышать каждую интонацию и ловить каждый его полутон. Да, сценаристов обвиняли в том, что в уста персонажа Насира вложили весьма спорные оправдания и доказательства, но своей игрой он сумел убедить всех скептиков в том, что Ислам религия мира, милосердия и смирения. И отдельно стоит сказать о музыке. Здесь очень интересный и самобытный саунд. Переплетение традиционных исламских песнопений с современными аранжировками и западными мотивами создает великолепное музыкальное сопровождение. Музыки много (танцев нет, не танцуют пакистанцы)))), но она везде уместна и везде хороша. Больше всего мне запомнилась вот эта закадровая тема:
По итогу я как всегда говорю Аннет спасибо за совет и рекомендую поглядеть всем, потому что пакистанское кино у нас совсем неизвестно, а оно оказывается бывает весьма пристойным и вызывает уважение. Оно не шедевр, но оно трогает, заставляет думать и призывает развиваться, а именно это самое ценное в любом кино. Если кто-то все же рискнет глядеть, то настоятельно советую взять кин с оригинальной звуковой дорожкой и попросить у Аннет сабы, потому как варианты профозвучки, которые есть на наши трекеррах, грешат весьма некачественным переводом, не говоря уже о том, что актерская игра в обязательном порядке включает в себя голосовые нюансы и интонации. Как-то так.
Есть мужчины сильные, есть мужчины успешные, есть мужчины красивые!.. А есть Шахрукх Кхан!
|
|
| |
Annet | Дата: Пятница, 12.12.2014, 19:39 | Сообщение # 637 |
Заслуженный рецензент, Богиня перевода!!!
Группа: Модераторы
Сообщений: 11180
Награды: 146
Репутация: 479
Статус: Offline
| Саму, спасибо за такой прочувственный, основательный, обоснованный, развернутый, интеллектуальный... да ну на фиг, надоело придумывать прилагательные - ОФИГЕННЫЙ отзыв. Ты права насчет задуматься и развиваться. Во мне именно этот фильм во многом изменил отношение к исламу. А учитывая, что те якобы спорные оправдания Насира на суде были весьма трудны для перевода, то приходилось копаться в Хадисах. Тогда же я узнала и про то, что на самом деле означает слово джихад, которое так извратили террористы. Насколько помню, у меня не было нареканий ни на затянутость, ни на игру, ни на монтаж. А уж когда появляется Нассируддин со своим обворожительным голосом, читающим нараспев фразы из Хадисов или Корана, то никаких огрех у фильма просто не замечаешь. Тогда я тоже посчитала, что окончание слишком сказочное. Но скорее всего оно должно быть именно таким, дающим надежду. Надежду тем, кто живет в этой деревне на границе с Афганистаном и кому не повезло родиться мальчиком. Возможно, при поддержке старейшины у девушки что-то и получится. В любом случае, западный мир после всего пережитого для нее уже чужой. Ей бы пришлось там искать себя, а здесь она вроде как уже себя нашла. А музыка действительно замечательная. У меня долго альбом был на плеере. Правда, ту песню, что ты запостила, я редко слушала. Чаще вот эту:
|
|
| |
Самудри | Дата: Пятница, 12.12.2014, 19:52 | Сообщение # 639 |
Заслуженный рецензент!!! Вредный критик!!!
Группа: Модераторы
Сообщений: 8162
Награды: 121
Репутация: 294
Статус: Offline
| Цитата Annet ( ) А уж когда появляется Нассируддин со своим обворожительным голосом, читающим нараспев фразы из Хадисов или Корана, то никаких огрех у фильма просто не замечаешь. Это да, я несколько раз пересматривала его сцены и каждый раз восхищалась.))) Жалко, что его так мало. И песни в этом кино хороши все, я долго не могла выбрать, какую вставить. Так что, сенкс за красивое дополнение.
Стелла, знаешь, я все-таки советую его поглядеть, кино тяжелое, но очень мудрое в чем-то. А еще позволяющее их понять. Не простить и принять, а именно взглянуть на них изнутри, в чем-то ужаснуться, а в чем-то зауважать. И да, там есть очень трагичная линия отношения к мусульманам со стороны белой цивилизации. Немного излишне политизированная, но пронзительная как в МНИК.
Есть мужчины сильные, есть мужчины успешные, есть мужчины красивые!.. А есть Шахрукх Кхан!
|
|
| |