Для тех, кто читал первоисточник основные действующие лица и исполнители:
Дункан - Панкадж Капур – Джаганхир Кхан
Макбет - Ирфан Кхан – Макбул
Леди Макбет – Табу – Нимми
Банко - ПиюшМишра – Кака
И, как и положено Ведьмы –Ом Пури и Насируддин Шах - Инспектор Пандит, Инспектор Пурохит
Остальная тусующаяся в кадре толпа народу весьма отдаленно напоминают шекспировские прототипы.
Ну, что сказать, я люблю трагедии Шекспира, особенно хорошо поставленные, даже если это творческая адаптация в индийском исполнении. Вообще, отдаю должное товарищу Вишалу - он Шекспира тоже любит и, похоже, очень неплохо знает. Ибо и Отелло, Омкара в смысле, в его постановке была достойная работа. А Макбул так вообще душевно получился. Кроме того что реж явно обладает незаурядным даром красиво ставит трагедийно драматические вещи, он же еще в своих фильмах является автором сценария. В адаптациях ему это удается так же прекрасно, как и постановка. Надо очень хорошо знать исходное произведение, чтобы суметь переделать его таким образом, что узнаваемы все основные персонажи и сюжетные коллизии, но при этом фильм представляет собой отдельное законченное произведение с самостоятельными сюжетными линиями, которые органично выведены и переплетаются между собой. И персонажей выводит режиссер, сохраняя все шекспировские нюансы оттенки личности каждого. И пороки, проявляясь, приводят к действиям, и совесть просыпается после содеянного. А с учетом музыки, которую тоже писал тоже Вишал, дядя просто поражаем многообразием своих творческих дарований. Действительно незаурядная личность.
Понятно, что никто не собирался изображать древнюю Шотландию и ее королей с герцогами (танами), события происходят в современной Индии, непосредственно в городе Мумбаи. В качестве персонажей реж выводит криминально-мафиозное братство, вполне справедливо полагая, что это самая подходящая среда для проявления темных сторон человеческой души, всех низменных страстей и пороков. Как и в первоисточнике: неуемные амбиции, гордыня, злоба, зависть, алчность, гнев, предательство и далее по списку.Адаптация естественно отличается от текста пьесы, вместо королевских баталий криминальные разборки, леди Макбет тоже совсем не леди, и трон на который претендует Макбул – это верховная власть над мафиозными кланами Мумбаи. Зато так же как у Шекспира ничем хорошим не заканчивается, все умерли, трагедия все-таки. Оно конечно мрачное кино, трагедии в принципе не бывают светлыми и легкими. А здесь еще реж оторвалась с колористкой. Много черного, темно красного, синего, и белые траурные одежды вкраплениями. Действия часто развиваются в ночное время или сумерки, подчеркивая эмоции и поступки персонажей, добавляя свою лепту в эту картинку адовых страстей. И свет и цвет поставлен так, чтобы случайно взглянув на экран сомнений в том, что кин трагедийный ни у кого не возникло. Все очень сдержанно, картинка выверенная, есть интересные находки монтажа, есть достойные комбинированные съемки. Омкара смотрелась мрачненько, но по сравнению с Макбулом она оооочень яркое и красочное кино. Боевых сцен в меру, стрелялки реалистичные, кровища там, где и положено, нет перегибов и утрирования. Сама обстановка настолько зловещая и с нарастанием драматизма, что нет нужды еще плескать красным по стенам или перебарщивать с трюковыми моментами. Музыку писал сам Вишал, она почти вся закадровая, очень в тему хоть и немного, больше всего суфийских песнопений, так как основные герои исповедуют ислам. Исходя из этого так же, подобраны стиль и костюмы персонажей, декорации и интерьеры. Много интересных жанровых зарисовок именно из мусульманских обычаев, при всей нарастающем накале событий они красиво и органично вплетены в контекст.
Еще одно несомненное достоинство Вишала - умение подбирать классный актерский состав, и не только увидеть подходящего актера в драматической роли, а еще и вынуть из него лучшее, заставить раскрыть те грани игры, которые никто раньше даже не подозревал в наличие. Так в Негодяях Шахид превратился из сладкого шоколадного зайца в сильного драматического актера, перестав красоваться телом и хорошеньким личиком. В Омкаре Саиф выдал лучшую в своей карьере, как на мой взгляд игру в роли Яго, Аджай в очередной раз продемонстрировал драматический талант и Карина без единого кривляния и переигрывания достойно воплотила Дездемону.
В Маукбуле актерский состав вообще гениальный. Собранные вместе они напоминают звездное небо, каждая звезда мерцает в полную силу, и размеры роли не имеют значение. Самое яркое воплощение – Панкадж Капур. Он в этом фильме просто ТИТАН. Нет слов насколько мастерски и профессионально обыграны все выражения глаз, лица, насколько он убедителен в ипостаси Джаганхира, он великолепен в ужасающей силе и властной безнаказанности своего героя. Вровень с ним Ирфан. В который раз, глядя на его работы, поражаюсь умению сливаться с персонажем настолько, что не видишь самого Ирфана, видишь Макбула со всеми его чувствами, сомнениями, амбициями и роковыми поступками. С любовью, которая разрушает его жизнь, которая вынимает из личности героя не лучшее и светлое, а самое темное и грязное со дна души. И конечно пусковым моментов этой цепной реакции с неодолимыми последствиями является женщина, умная, красивая, сильная, несчастная и в тоже время хитрая, коварная, лживая, и умеющая добиваться своего, виртуозно играя на струнах сердца влюбленного мужчины. Табу хороша до невозможности в этом своеобразно прописанном воплощении Леди Макбет. Никакого переигрывания, никаких лишних жестов, слез и ужимок, все на полутонах и полуулыбках, очень сдержанно и очень убедительно. Достойная партнерша для Панкаджа и Ирфана, не уступающая им в драматическом таланте. Этот фильм хорош еще и тем, что заглавная женская роль – это цельный многогранный образ, равный по силе и времени пребывания в кадре мужским героям, а это большая редкость для индийского кино. Табу блестяще справилась и украсила своей игрой фильм, при всей отрицательной составляющей своего персонажа. А еще у режиссера отличное чувство юмора. Меньше всего ожидала увидеть в качестве ведьм – полицейских инспекторов в исполнении Ома Пури и Насируддина Шаха. Коррумпированные полицаи, одновременно предсказывающие судьбу Макбулу и периодически толкающие философские сентенции с глубокомысленным видом – эта находка придает трагедии элемент черной криминальной комедии на манер Тарантиновских фишек и очень гармонично вписывается в сюжет. Что сказать об Оме Пури и Насируддине – а чего тут говорить, когда два этих корифея играли плохо? Тем более характерные роли? А никогда. А здесь они просто великолепны и смотреть на обоих сплошное удовольствие. Есть еще много хорошо исполненных второстепенных ролей, почти у каждого есть несколько интересных сцен, позволяющих проявить умение играть и делающих каждый персонаж выпуклым и запоминающимся.
И как всегда у Шекспира, так же и в этом фильме финальная мораль в том, что за все надо платить, пороки ведут к саморазрушению, что когда просыпается совесть, внутренние демоны терзают душу при жизни не меньше адовых мук, что предательство чаще всего заканчивается очередным предательством. И невозможно найти утешение в любви, которая построена на измене, во власти на чужих костях, и нет счастья в жизни на чьей-то крови и смерти.
Кино стоит смотреть тем, кто любит Шекспира, кому интересны мотивы выплесков человеческой ярости и низости, кто понимает, что жизнь не бывает только белой. Оно тяжелое и мрачное, но при этом очень талантливо поставленное, достойная адаптация классической пьесы, фильм недаром получил массу наград в Индии и, конечно, провалился в прокате. Оно как чашка хорошего крепкого черного кофе без сахара, тонизирует, стимулирует мыслительные процессы, и горечь послевкусия доставляет странное удовольствие.
Ну, его еще могут поглядеть те, кто случайно оказался должен просмотр именно этого кино.