Jeremia | Дата: Четверг, 09.04.2015, 23:31 | Сообщение # 888 |
Парижанка...лисонька с рыбонькой..
Группа: Проверенные
Сообщений: 2642
Награды: 82
Репутация: 203
Статус: Offline
| Писать о фильме, который стал визитной карточкой одного из ярчайших режиссеров французского кинематографа, а по итогам, пожалуй, одним из ярчайших образцов всего кинематографа этой страны, задача непростая. Решиться на это не получалось ни после первого просмотра, ни после десятого. Но пора все-таки выказать дань уважения.
8 femmes / 8 женщин Год: 2002 Режиссёр: Франсуа Озон Автор сценария: Франсуа Озон по пьесе Робера Тома В ролях: Катрин Денёв, Фанни Ардан, Вирджини Ледуайен, Даниэль Дарьё, Эммануэль Беар, Людивин Санье, Фирмин Ришар Трейлер:
В каждой женщине есть нежность. И в каждой загадка. А еще любовь. Страсть. Ненависть. Зависть. Женщина может быть ангелом, но может быть и дьяволицей. Сама по себе. А уж если в деле замешен мужчина… а если к тому же в одном доме оказывается целых восемь женщин, то остается только сесть поудобнее в кресло и наблюдать, как начнут вываливаться скелеты из шкафов.
В канун Рождества в одиноко расположенном особняке оказываются Женщины: хозяйка дома Габи, ее дочери – Сюзон и Катрин, мама Габи, сестра Габи – Огюстин, служанка мадам Шанель, горничная Луиза и сестра мужа Габи – Пьеретта. Муж тоже имеется, но Озон не удостаивает его вниманием настолько, чтобы даже показать лицо – мы видим его лишь со спины, в которой торчит нож. Похоже, кто-то из присутствующих убил его, вот только кто? Каждая пытается доказать, что именно у нее нет никаких причин расправляться с Марселем, но скелеты уже повалились валом, только успевай разгребать. И по итогам получается, что причины были у всех. Как, впрочем, с каждым новым открытием жалеешь, что никто не сделал этого раньше, уж больше мерзкий персонаж вырисовывается.
По выше сказанному можно решить, что это детектив. А вот и нет! Вернее, детектив там, конечно, есть, но это лишь одна из картинок в калейдоскопе, остальные же – черная комедия, сатира, мелодрама, мюзикл, трагифарс, а ну рутрекере фильм и вовсе поместили в арт-хаус. Франсуа Озон играет всеми жанрами, словно жонглер мячами. Но изюминка такова, что перед нами по сути театральное представление (даром что за основу сценария взята пьеса Робера Тома): роскошный дом и не менее прекрасный снегопад за окнами выглядят словно декорации на сцене, и даже появление героинь происходит будто действие разворачивается на театральных подмостках. Причем, у нас тут ретро в стиле 50х годов, включая музыку – как выбранные песни, так и закадровую, что будто из старых фильмов. Финальным кадром, в котором все героини встают перед зрителем словно на сцене, Озон лишь подтверждает мысли о театре.
Озон, вытаскивая из каждой героини неприглядные тайны и качества, тем не менее, настолько уходит в гротеск, что, разумеется, плохой тут только глава семейства, сам виноват, что называется. Как мне показалось, актрисы с удовольствием играют на грани фарса, уходя в образы то «прелесть какая дурочка», то «махровая стерва», но, каждая из них остается прекрасным цветком, не даром Озон в самом начале, в титрах, выводил каллиграфическим почерком имена актрис рядом с цветком, с которым он ассоциирует ту или иную героиню. Ну, уж что Фанни Ардан будет алой розой, даже сомневаться не приходилось.
Несмотря на сомнительность поступков каждой из героинь, Озон фокусируется не на этом. На каком-то просмотре мне и вовсе показалось, что за откровенной иронией кроется страстная любовь к своим персонажам. Он любовно выписывает каждый образ, пусть и весьма преувеличенный, но такой очаровательный!
Начнем с Габи. Несравненная Катрин Денев. Как говорило поколение моих родителей: самая красивая женщина в мире. Как говорю теперь я: самая красивая женщина в мире, несмотря на возраст. ТАК стареть – это искусство. Она не пытается выглядеть на 20, натягивая кожу аж на лопатки, но язык не повернется назвать ее бабушкой, хотя по возрасту, разумеется, уже таковой является. Классическая снежная королева: холодная, далекая, всегда как будто немного не с присутствующими, а где-то далеко. Озон ее упаковывает в образ богачки из буржуазных слоев общества, местами весьма блондинки из анекдотов, но скрашивающую недостатки своей красотой, о которой прекрасно знает и использует, как главный актив.
В противовес ей ее сестра Огюстина. Не менее хрестоматийная старая дева в костюме «мымры» из Служебного романа, разве что приталенного (все ж таки мымра у нас француженка). Сезароносная Изабель Юппер тут просто отрывается на полную катушку: ее героиня, пожалуй, более других на грани фарса. Она и подслушивает, и подглядывает, и истерит, и считает, что все кругом ей должны, и, театрально заламывая руки, умирает каждые две секунды, а втихаря почитывает любовные романы и мечтает быть соблазнительной и сексуальной.
Габи: Успокойся, ты не умрешь, ты падаешь в обморок по 3 раза в день Огюстина: А почему никто не шевелится?
В этом вся е героиня: привлечь внимание любой ценой. Правда, с Габи это уже давно не удается, да и ту больше всего интересует собственная персона.
- Пусть говорит, дорогая. Твою тетю пожирает ненависть ко мне, но это нормально: я богатая и очень красивая, а она бедная и уродливая.
Это невзначай бросает Габи о своей сестре. И вот так весь фильм! Разноцветные бабочки, а других ассоциаций эти красотки не вызывают, жалят друг друга словно взбесившиеся пчелы, периодами доходят до рукоприкладства, да и за волосы потаскать сам бог велел. Если бы фильм не был наигранно театральным, от фразочек могло бы и передернуть, а так просто сидишь и хохочешь.
Еще один противовес, на сей раз как Огюстине, так и Габи. Пьеретта, сестра Марселя, мужа Габи. Красная роза против Орхидеи. Femme fatale против Снежной королевы. Ее музыкальный номер буквально завораживает: сдержанное черное пальто, взмах руки и ярко-алая подкладка. Это нельзя описать, это надо смотреть. Ничего удивительного, что многие мои знакомые мужчины, годящиеся Фанни Ардан в сыновья, замирают, видя ее на экране. Женщина с большой буквы. И ровно как Катрин Денев совершенно неподвластна времени (завидно, сил нет).
Кстати, не могу не отметить, что в котором фильме Франсуа Озон поет оду женщине, смело заявляя, что сексуальность от возраста не зависит. Он может раздеть Шарлотту Рэмплинг рядом с юной Людивин Сенье, и не дать ей выглядеть старой. Он умеет подать каждую свою актрису так, что вне зависимости от внешности и возраста они у него роскошные. Браво!
Раз я упомянула музыкальные номера, остановлюсь на них поподробнее. Все-таки это в индийском кино без айтем-номеров никуда, а во французском подобные вставки редкость. Но мы же в театре, помним? А потому Озон для каждой своей героини припас соло-выход, в котором она сможет раскрыть свой характер и блеснуть по-полной. Выделить какой-то один сложно, как сложно в фильме с целой плеядой звезд выделить самую яркую. Песни обязательно (!) надо смотреть с субтитрами, потому что в данном случае понимание текста очень значимо. Слова, костюмы, стиль поведения героинь во время музыкальных номеров – шедеврально, ей богу. А отсылки и подавно: скажем, усадить Изабель Юппер за рояль, словно лишний раз напомнив о ее роли в Пианистке. И все же, наверное, больше всего люблю номер Катрин Денев, где она, воплощение буржуазного шика, раскрывает свои мысли перед соперницей, которая смотрит на нее с нескрываемым восхищением, и тут же в следующем кадре за завесой сигаретного дыма загадочно улыбаясь улыбкой хищницы.
- Интересно, почему мужчины вас любят? - Вы считаете себя более желанной?
Озон – провокатор. Он сводит Денев и Ардан не просто в одном фильме, он им выстраивает такие отношения, что за ними следишь, боясь упустить даже секунду. Он словно посмеивается, вспоминая, что в свое время Ардан жила с Франсуа Трюффо, родив ему ребенка, а до нее спутницей маэстро была Денев.
Диалоги фееричные, хотя, конечно, без контекста вряд ли смешно:
- Это не совсем то, что вы думаете. - Мы не думаем, мы видим
Или (вдвойне забавно, опять же, что диалог между Денев и Ардан):
- И я убила мужа из-за любовника? - Я этого не сказала, это слишком было бы просто. Если бы мы из-за любовников убивали своих мужей, мы бы остались одни, потому что, как правило, это одни и те же мужчины
Поколение «за» венчает Даниэль Дарьё, что уже в который раз играет экранную мать Катрин Денев. Здесь она предстает в образе немощной старушки, правда, не такой уж и старушки, учитывая ее ухоженность+макияж+наряд, и совсем уж не немощной, что в процессе раскрывается, не давая зрителю скучать ни на миг.
Молодое поколение у нас представляет Людивин Санье в роли Катрин, которую Озон превратил в настоящую пацанку, что даже не верится, что вот та сексуальная красотка из его же Бассейна, это один и тот же человек. На контрасте с матерью, которая уже с утра в платье, что легко подойдет для званого обеда, она скачет в пижаме под заводную Papa t'es plus dans l'coup (В смысле, отстал ты, папочка, от жизни).
Ее сестру Сюзон играет воздушно-карамельная Вирджини Ледуайен, такая вся…. гм… нежно-розовый бутон розы, какой ее представляет нам Озон в самом начале фильма. И как совершенно мне не в душу оригинал песни, слишком на мой взгляд, детской для Мари Лафоре, что пела ее в далеком прошлом, так мне понравилась эта миленькая мелодия с простеньким текстом для барышни-конфетки Вирджини.
Озон – мастер вкусных кадров. Он располагает камеру так, что получаются чудесные ракурсы, например, будто изнутри камина, за пламенем огня, вид на комнату, за которым заснеженная зима. Ощущение уюта, хочется вытащить плед, закутаться и налить себе бокальчик красного (и чтоб пушистая зима за окном, само собой). Или берет в один кадр роковую хищницу Ардан вместе с карамелькой Ледуйан, и каждая только выигрывает на таких контрастах.
Ну, и еще две женщины у нас остались: горничная Луиза в исполнении Эммануэль Беар и домработница Шанель (Фирмин Ришар). Беар к этому фильму, пожалуй, уже перешла ту грань, когда она выглядела как ангел, но что-то неуловимо шептало о пороке, и стала выглядеть просто разбитной. То ли сделанные губы тому виной (училась бы стареть у старших коллег по цеху), то ли боХатый жизненный опыт, но как она мне нравилась внешне в ранних фильмах, так уже не нравится с этого периода. Впрочем, в данной роли она хороша и убедительна, ну да не было бы то месье Озона. А вот выбор Фирмин Ришар я искренне не понимаю. Если нужна была не совсем француженка, то их пруд пруди, есть та же красотка Лейла Бехти, зачем было брать необъятную и безликую актрису? В итоге в ее связь с неким персонажем не очень верится, да и она сама как-то забывается и выпадает из обоймы, уж слишком яркие звезды рядом, причем как старше ее, так и младше.
И не могу не отметить один буквально секундный эпизод, но который окутал такой нежностью, будто тепло от камина в мороз – фотография Роми Шнайдер, что выпадает из фартука горничной. Еще один символ. И дань памяти одной из любимейших актрис французского кино, что не была француженкой.
Возвращаясь к безликому персонажу – Марселю. На мой взгляд, совершенно оправдано, что за весь фильм мы не видим его лица – а кто он, собственно? Его по сути никто не любит, это правда, но он сам то заслуживает того, чтобы его любили? Но вот что интересно: в рунете попалось мне высказывание, мол, бедный-бедный Марсель, так его жалко, все его доили, тащили деньги, и плевать на него при этом хотели. Вот так, оказывается. Ну, а то, что он делал Габи с участием Луизы и Сюзон, ну и правда, он же мужчина, какой с него спрос, только жалость. Тьфу, короче
Ну, что сказать по итогам? Фильм просто must-watch. На него нужен определенный настрой, как на поход в театр. Не то чтобы смотреть в выходном платье, но… ну, скажем, если рядовой фильм это что утренний бутерброд, то 8 женщин - это фирменные французские пирожные macaron, когда аж глаза закатываются от удовольствия, и хочется смаковать каждый кусочек.
P.S. Если кто фильм не смотрел и соберется, ЗАВИДУЮ!
|
|
| |
Jeremia | Дата: Пятница, 10.04.2015, 15:47 | Сообщение # 895 |
Парижанка...лисонька с рыбонькой..
Группа: Проверенные
Сообщений: 2642
Награды: 82
Репутация: 203
Статус: Offline
| Девочки, спасибо!
Цитата Annet ( ) Надо посмотреть еще раз и поискать его с субтитрами. Наташ, у фильма отличный дубляж, так что если лень читать, можешь смело пересмотреть на русском, только обрати внимание, чтобы в релизе были еще и сабы на песни. На рутрекере все есть в ряде релизов, или, если что, скину.
Цитата Annet ( ) у Озона нормально все с ориентацией? разумеется, гей как большинство привлекательных мужчин А ты это к чему? Предполагаешь, что гетеросексуал не может представлять женщину сексуальной вне зависимости от возраста?
Цитата Самудри ( ) бум глядеть, как после такой завлекалочки мимо пройти. )))) Пошла качать. рада слышать Посмотри, чтобы были сабы на песни, и не поленись скачать в качестве - уж больно красочный и нарядный видеоряд.
Цитата Самудри ( ) завидуй не кому-то там, а конкретно завидую, хоть плачь!
Цитата Самудри ( ) Тему открою, но сначала надо ж кин поглядеть, потом отзыв родить, так что тындите пока тут, как только, так сразу может, эту станицу и сделаете первой в новой теме? Страница как раз начинается с отзыва Наташи, а если вы обе думаете посмотреть 8 женщин, то будем обсуждать, пусть тогда отзывы будут рядом. Ну, в качестве предложения.
P.S. Если хотите, могу сделать каталог и выслать кому-нибудь в личку, все равно заболела и лежу селедкой в постели, ничего не делая.
|
|
| |