Хочу продолжить тему дамской прозы в кино. На сей раз расскажу о новом биографическом фильме о сестрах Бронте и экранизации классического викторианского романа, принадлежащего перу одной из них.
Такие новинки всегда достойны внимания, даже если вам совершенно безразлична классика английской литературы, но, к примеру, как и мне, вам всегда хотелось узнать побольше об авторе любимой в детстве книги. В моем случае, это Шарлотта Бронте и ее "Джейн Эйр".
Хотя я посмотрела еще только треть фильма, уже понятно, что моя коллекция фильмов-биографий пополнилась. С удовольствием поставлю этот фильм на полочку рядом с Miss Potter (Мисс Поттер).
Начинается фильм своеобразно: оживающие фигурки персонажей рассказываемых детьми Бронте историй - находка, конечно, интересная, но меня больше удивили - и даже смутили - огненные нимбы над головами маленьких сестер и брата, призванные, очевидно, символизировать талант и литературный дар, присущий им с рождения. На этом, по-моему, нетривиальные креативные идеи у режиссера иссякли, и дальше повествование ведется без привлечения сверхъественных явлений, хотя и по-прежнему нескучно. А я уже было приготовилась к чему-то нестандартному и вызывающему, арт-хаусному.
Если в каждой семье должна, по пословице, наличествовать паршивая овца, то в семействе Бронте такой овцой, вне всяких сомнений, является младший, Бренуэлл. Пока что прервала просмотр как раз на том моменте, когда в его жизни произошел очередной перелом - настолько мне неинтересны ни этот персонаж, ни личная драма, послужившая причиной его, если так можно выразиться, "падения". Возможно, это эгоистично, но мне почему-то не хочется вникать в подробности его биографии и искать оправдания его поведению ("на него возлагали слишком много надежд, и он не выдержал давления").
Насколько Бренуэлл (на мой взгляд) безлик и уныл, настолько сестры интересны и оригинальны. Особенно Шарлотта, старшая из сестер.
Шарлотта - натура цельная и с детства знающая, в чем ее призвание и к чему следует стремиться талантливому триумивирату Бронте. Заручившись поддержкой Энн, Шарлотте удается переломить упорное нежелание Эмили делиться с окружающим миром плодами своего литературного дара, и вот тут-то начинается самое интересное. Сестры планируют начать литературную деятельность под вымышленными именами, в которых не было бы прямой отсылки к их полу, вполне справедливо опасаясь предвзятого отношения из-за гендерных предрассудков: "Если пишет мужчина, судят его произведение, если автор женщина, судят ее самое" (When a man writes something, it's what he's written that's judged, when a woman writes something, it's her that's judged). В этом их сложно упрекнуть - вспомним всем известных Жорж Санд и Джордж Эллиот. Собственно, сей хитрый план ("We must walk invisible") и дал название фильму - все гениальное просто.
Эмили рассказывает Энн сюжет будущего романа о молодом человеке, посвятившем жизнь страшной мсте семье своего благодетеля за то, что младшее поколение этой семьи в лице сына благодетеля обошлось с ним, мягко говоря, несправедливо. Роман основан на реальных событиях, что меня несказанно удивило: мне всегда казалось, что страдальцы с комплексом графа Монте-Кристо встречаются только в художественной литературе, но никак не в жизни. Оказывается, жизнь пародирует искусство и в таких вот случаях. Другой вопрос, что подобные истории не в моем вкусе. Нет, образ благородного разбойника и виджиланте, конечно, пленял мое девичье воображение (могу навскидку назвать с десяток прочитанных - взахлеб - книг, затрагивающих вышеупомянутую тему), но в поступках Джека Шарпа, послужившего прообразом Хитклиффа из "Грозового перевала", ничего благородного, как ни старайся, увидеть не получится. Что, собственно, автор и не скрывает: ее привлекает "гнев". У меня же подобное "половодье чувств" вызывает амбивалентные переживания: с одной стороны персонажи такого рода внушают уважение (как, допустим, Рогожин - тоже вполне себе дионисийская натура - в "Идиоте"), с другой стороны, от таких героев - даже книжных - интуитивно хочется держаться подальше.
Пожалуй, редко какой книге так повезло на экранизации, как "Перевалу", что явствует из информации по ссылке ниже:
Естественно, я не раз натыкалась на версии фильма разных лет, но всегда обходила его стороной. Не помогало и наличие именитых актеров в главных ролях. Дело в том, что, на мой взгляд, Кэтрин и Хитклифф - это европейские Девдас и Паро, с той лишь разницей, что первый разрушил только собственную жизнь, а его дамы, к слову, слишком клишированны ("проститутка с золотым сердцем" и "святая"), чтобы сочувствовать им по-настоящему. Но Хитклифф - это нечто особенное, вернее, некто особенно отталкивающий. Этот человек хладнокровно разрушил жизни двух поколений семьи Эрншо, а также собственного сына.
Наблюдать, как кто-то сознательно и злонамеренно разрушает жизни других людей, в том числе женщины, которую любит, - весьма сомнительное удовольствие, как мне кажется. Неудивительно, что это произведение я так и не смогла осилить в книжном формате. Но именно с мини-сериалом 2009 г. звезды сложились иначе.
Может быть, дело в обаянии и таланте Тома Харди и Шарлотты Райли - уж очень симпатичная пара у них получилась в первой части (и в жизни тоже). Может быть, сыграло свою роль то то, что Хитклифф в этой экранизации намеренно подан не как злодей, а, скорее, как жертва людской злобы. Как бы там ни было, я прониклась атмосферой и посмотрела сериал за один вечер, "забив" на логичный вопрос "Что мешало Линтонам собрать пожитки и убраться подобру-поздорову от такого неприятного соседа, как Хитклифф? " Всем героям истории, в противоположность своей обычной нелюбви к мелодрамам, сочувствовала, кроме Эдгара Линтона - уж очень некрасиво выглядит его поведение по отношению к сестре и племяннику. Одним словом, рекомендую:
Грозовой перевал Wuthering Heights 2009 The heart has reasons that reason cannot know – Blaise Pascal («Сердцу ведомы такие тайны, которые рассудку не понять»).
Сообщение отредактировал NataliS - Пятница, 10.03.2017, 18:25
Очень и очень достойная кинобиография. Развлекательной эту историю не назовешь, скорее, ее можно обозначить как познавательную, подстёгивающую мысль. Достоинства картины: не совсем привычная (нелинейная - местами) подача материала, сильные актерские работы. Действие фильма охватывает период с 1845 г., когда главные действующие лица собираются под крышей родного дома в Хоэрте (Уэст-Йоркшир) [Haworth, West Yorkshire], до дня смерти Бренуэлла Бронте в сентябре 1848 г. Буквально каждая сцена пронизана чувством благоговения, пиетета сценариста и режиссера перед гением сестер. К Бренуэллу у Уэнрайт отношение двойственное: с одной стороны, ей, безусловно, жаль его, что показано, в основном, через эмоции и поступки Эмили и Энн, как всегда бывает жаль человека, бездарно загубившего талант и собственную жизнь, с другой - напрямую сравнивая его с Хиндли [Hindley Earnshaw] из "Грозового перевала" ["Wuthering Heights"], автор выносит суровый вердикт своему герою: злоупотребление алкоголем и абьюз, бесхребетность, если так можно выразиться, нельзя оправдать никакими обстоятельствами. Особенно на фоне таких сестер, как Шарлотта, Эмили и Энн. Отсутствие пламенного нимба над головой Бренуэлла-ребенка в сцене, непосредственно предшествующей моменту, когда зритель узнает о его смерти, таким образом, закономерно: в противоположность надеждам отца, этому отпрыску Бронте не суждено было, упав, подняться. Бренуэлл Бронте - наглядный антипример, своего рода контр-образец для подражания, трагическая фигура, призванная показать, как не надо поступать.
Из интервью с актерами и режиссером напрашивается вывод: настало время перечитать произведения Бронте другими глазами, с учетом возраста и жизненного опыта. В связи с этим - статья Сары Хаслам [Sara Haslam, "Written in blood: Family, sex and violence in Wuthering Heights and Jane Eyre", 2002] о романах "Джейн Эйр" [Jane Eyre] и "Грозовой перевал" ["Wuthering Heights"]. В статье много любопытных мыслей, есть и неоднозначные - к примеру, мне бы в голову не пришло связать пребывание Джейн в Красной комнате с наступлением пубертатного периода и Эдиповым комплексом ее кузена, Джона Рида, или увидеть в Берте Мэзон, чья грубая чувственность противопоставляется аскетичности Джейн, альтер-эго главной героини. Автор проводит параллели между концептом "кровь", с одной стороны, и понятиями "семья/кровное родство" ( и "разрыв родственных связей"), "секс/чувственность", "насилие", "верность/преданность" - с другой. "Blood tells a story, or many different stories" ("Кровь ведет повествование, или множество различных повествований"). В предисловии к статье, Хаслам ссылается на работу Мишеля Фуко [Michael Foucault, "History of Sexuality"], точнее, на его идею о том, что искусство того времени можно интерпретировать как протест против свойственного эпохе призыва к подавлению всех естественных начал, боязни любых наслаждений - черта, которую романы Бронте разделяют с викторианской литературой в целом, в особенности, с готическим романом.
Svetlana, да я вроде давно уже эту тему тут развиваю. Касательно Бронте и их творчества - хотелось показать отличие настоящей прозы от литературной попсы наподобие "До встречи с тобой", на который я писала рецензию в прошлый раз. Книгу, к слову, я тоже не поленилась прочитать, и мнения своего не изменила: книга и фильм, снятый по ней, - поверхностная пустышка, которая, к тому же, неприятно задевает чувства многих людей, недаром народ устраивал кампании протеста против этого "шедевра".
Готические романы, среди авторов которых, к слову, немало дам, мне всегда нравились. Другое дело, что подростком я не понимала, почему меня влечет к подобным, на первый взгляд, мрачным темам. С возрастом и приобретенным багажом знаний многое воспринимается иначе и, надеюсь, более глубоко. А еще - безотносительно дамской и не-дамской прозы - бывает любопытно отследить отголоски поджанров хоррора в современных сериалах и фильмах, в том же "Шерлоке" ("Собаки Баскервилля" /"The Hounds of Baskerville", "Безобразная невеста"/"The Abominable Bride") , к примеру. Но об этом надо писать отдельно. The heart has reasons that reason cannot know – Blaise Pascal («Сердцу ведомы такие тайны, которые рассудку не понять»).
Света, тогда понятно: предпоследний отзыв у меня был об экранизации книги, написанной женщиной. Фильм мне рекомендовала моя студентка, так как книга - бестселлер. Я последовала ее совету посмотреть экранизацию, и фильм произвел на меня крайне неприятное впечатление. (А до того у меня был ругательный пост про 1-ую серию 4-го сезона "Шерлока"). Не хотелось выглядеть вечно озлобленным критиком, к тому же, я обещала, что в след. раз принесу отзыв про то, что меня действительно зацепило и достойно внимания. Вот так и сложилась тема дамской прозы . The heart has reasons that reason cannot know – Blaise Pascal («Сердцу ведомы такие тайны, которые рассудку не понять»).
NataliS, спасибо за детальный обзор, интересно, я очень люблю произведения Остин и Бронте, а также стараюсь смотреть все их экранизации и адаптации. Ты меня заинтересовала описанием сериала, спасибо, надо будет посмотреть (хочу 28 часов в сутках ))), из всего каста , мне знаком только Джонатан Прайс, остальных вроде не знаю, но в процессе просмотра, возможно и припомню, так как в свое время очень плотно смотрела Англию, и театральные постановки в том числе. У нас , кстати , привозят в кинотеатр частенько пьесы с Хидлстоном, Камбербатчем, МакЭвоем, Армитиджем, это я так навскидку топовых повспоминала)) на самом деле состав там очень достойный, идет на английском (в оригинале) а внизу сабы. Интересно. Если говорить об экранизациях именно Грозового перевала, то фильм 1992 с Файнсом и Бинош , на мой взгляд, подчеркну, лучший. Я уже сбилась какое количество раз его смотрела, то что за пару десятков перевалило, это точно)).
ЦитатаNataliS ()
А еще - безотносительно дамской и не-дамской прозы - бывает любопытно отследить отголоски поджанров хоррора в современных сериалах и фильмах, в том же "Шерлоке" ("Собаки Баскервилля" /"The Hounds of Baskerville", "Безобразная невеста"/"The Abominable Bride") , к примеру. Но об этом надо писать отдельно.
Жду ))) Мне интересно как ты это видишь, потому как связать викторианский роман с современной адаптацией мне и в голову не приходило))
я очень люблю произведения Остин и Бронте, а также стараюсь смотреть все их экранизации и адаптации
Не могу похвастаться устойчивым интересом к этой теме, но, раз раз уж я начала движение в этом направлении, скорее всего, посмотрю/пересмотрю что-нибудь.
ЦитатаСома ()
У нас , кстати , привозят в кинотеатр частенько пьесы с Хидлстоном, Камбербатчем, МакЭвоем, Армитиджем,
Счастливые вы - в нашем городе последний раз такое было лет 5 назад, и с тех пор все глухо. Смотрю дома и пытаюсь ненавязчиво привить студентам любовь к вышеупомянутым товарищам. Список прямо-таки совпадает с моими интересами, только Теннанта не хватает.
ЦитатаСома ()
фильм 1992 с Файнсом и Бинош , на мой взгляд, подчеркну, лучший
Я его, кажется, начинала смотреть в незапамятные времена, но, наверное, была слишком глупа/юна/неопытна, чтобы оценить.
ЦитатаСома ()
как связать викторианский роман с современной адаптацией мне и в голову не приходило))
Если в двух словах, то сценарист и исполнитель роли Майкрофта, Марк Гэтисс, - ценитель творчества Монтегю Р.Джеймса, признанного мастера рассказа о привидениях ("ghost story"), так что следы увлечения Гэтисса нетрудно отыскать в "Собаках", "Невесте" и "Последнем деле Холмса". В "Последнем деле" налицо еще и влияние слэшера (поджанра фильмов ужасов), - образ Эвр Холмс - "выросшего" из того же Джеймса, в частности, и прочих произведений литературы ужасов. The heart has reasons that reason cannot know – Blaise Pascal («Сердцу ведомы такие тайны, которые рассудку не понять»).
Эк ты Шерлока по костям разобрала))) Я кстати, последний сезон еще и не посмотрела(((.
ЦитатаNataliS ()
только Теннанта не хватает.
Хватает! Я просто не вспомнила сразу))
ЦитатаNataliS ()
Я его, кажется, начинала смотреть в незапамятные времена,
Оу, посмотри! На мой взгляд - лучшая экранизация, без сахарного сиропа и соплей, Файнс -шикарен, Бинош - умница, пара на все времена. Мне интересно даже, как тебе фильм пойдет .
Я даже не начинала: по сериалу написаны тонны материалов теми, кто на самом деле хорошо разбирается в вопросе. Я просто указала на связь "Шерлока", точнее, некоторых образов в сериале, с "монстрами" готической литературы и привела то прочтение, которое мне, в силу обстоятельств и личного опыта, наиболее близко.
4-й сезон, прямо скажем, слабоват, первая часть - "Шесть Тэтчер" - про которую я тут на эмоциях, по горячим следам, писала, - слабее даже тех серий из предыдущих сезонов, которые традиционно считаются не самыми лучшими. Сейчас я бы не стала тратить много слов, а просто охарактеризовала бы "Шесть Тэтчер" как "халтуру", при всем уважении к автору сценария, Гэтиссу. Во второй есть хорошие моменты, но в целом впечатление от нее тоже так себе. К тому же, эта серия нанесла мне психологическую травму, и эта травма связана совсем не с образом главного злодея, прототипом которого послужил печально известный Джимми Сэвил, как этого можно было бы ожидать. Третья мне запомнилась фансервисом, что называется, в лоб, и образом Майкрофта, который из Снеговика (Iceman) и персонажа, существующего для меня где-то на периферии вселенной сериала, неожиданно превратился в любимца - настолько, что я за весь сезон впервые сказала (в своих личных записях) о сериале доброе слово. .
ЦитатаСома ()
Файнс -шикарен, Бинош - умница, пара на все времена
Посмотрю обязательно. Но я, наверное, все же сначала прочитаю роман, а потом уже посмотрю очередную интерпретацию. Насколько я поняла, каждая версия высвечивает в романе что-то свое, оставляя другие аспекты за кадром, а мне теперь, пожалуй, в первую очередь интересна книга. The heart has reasons that reason cannot know – Blaise Pascal («Сердцу ведомы такие тайны, которые рассудку не понять»).
Но я, наверное, все же сначала прочитаю роман, а потом уже посмотрю очередную интерпретацию. Насколько я поняла, каждая версия высвечивает в романе что-то свое, оставляя другие аспекты за кадром, а мне теперь, пожалуй, в первую очередь интересна книга.
В романе нет того накала страстей и эмоций, как в данной экранизации. Но да, первоисточник читать все таки надо. что бы иметь полную картину. Хотя я не очень поняла, как они из слегка пресного , и прямо скажем не сильно интересного романа, смогли создать такой шикарный фильм. Сценаристу мои комплименты))).
Я посмотрела очередной фильм с Нинэ "20 лет разницы", легкий, отдыхающий, смутно напоминающий с тройку уже виденных фильмов, но не во французском исполнении. Пьер-ромашка - мой любимый образу него, с глазюками на пол экрана, наивностью сквозящей просто вот во всем, в мыслях, поступках, честности и как ни странно порядочности. Божеж ты мой какой мимимишный парень. Конечно же она оставила его себе)))), кто б сомневался, я бы тоже оставила, хай будет . А вот эти страдания-терзания героини, мол мне будет 50, тебе 30, тю.... так вас не будет уже вместе, когда тебе будет 50, какие дела? Наслаждайся, пока можешь, чего загадывать так далеко наперед, редко какие отношения длятся дольше 5 лет, а она на 10 замахнулась, да еще при их раскладе, смешная ей Богу)))) Стоило так метаться. С удовольствием посмотрела в эпизодической роли на Жиля Коэна, мне он везде нравится, и тут в роли Винсент он меня тож порадовал, часто играет эпизодические , но не проходные роли, яркий чел. Барышня ничё такая, в отличной форме, но мне тип Рене Зельвегер никогда не нравился в женщинах, поэтому она меня немного напрягала, и ... ну и все. остановлюсь на этом пожалуй)).
фильм 1992 с Файнсом и Бинош , на мой взгляд, подчеркну, лучший
ДА!
ЦитатаСома ()
Я уже сбилась какое количество раз его смотрела, то что за пару десятков перевалило, это точно
могу с тобой посоперничать в битве за рекордное количество просмотров Файнс - идеальный Хитклифф
ЦитатаСома ()
У нас , кстати , привозят в кинотеатр частенько пьесы с Хидлстоном, Камбербатчем, МакЭвоем, Армитиджем
кстати, хорошая штука, многие друзья из России подсели и охотно ходят как на бритов, так и на французов. Недавно и рос.театры присоединились к таким кинотрансляциям, МДТ, например.
ЦитатаСома ()
как ни странно порядочности
почему как ни странно?
ЦитатаСома ()
так вас не будет уже вместе, когда тебе будет 50
не факт, вон товарищ король любил Диану де Пуатье до самой своей смерти, а она его была на 20 лет старше. У меня прабабушка с прадедом так прожили всю жизнь, хотя каждая болонка тявкала, что он ее бросит и загуляет, старая же относительно его, а мужиков нехватка, уведут. А ничего, за гулянками не замечен, любил всю жизнь. Все относительно и правил нет, а бросить на старости может и муж, который старше был в разы, ведь его возраст не гарантия, что будут устраивать морщины жены, которые появятся по-любому. Так что... но терзания, да, я не очень понимаю. Любая пара, заводя роман, не может быть уверена, на год ли это, на месяц, на жизнь. Можно было идеальным пазлом, а разбежаться в итоге. Зачем тогда напрягаться и загадывать?
В романе нет того накала страстей и эмоций, как в данной экранизации.
Я посмотрела - это быстрее, чем прочитать книгу, а вы с Jeremia раздразнили мое любопытство. Накала страстей мне хватило более чем. Фильм прекрасный, Файнс и Бинош шикарные, но уж очень мрачная получилась история, с героями, которым мне при всем желании сложно симпатизировать. Эти Хитклифф и Кэтрин друг друга стоят - такую любовь, в буквальном смысле "до гроба", как у них, мне не понять. Музыка Р.Сакамото душераздирающая, в ключевых сценах только от одной мелодии можно разрыдаться. У Джанет Мактир серьезная роль, и я на нее посмотрела с удовольствием хоть тут, если не в "Me Before You".
Экранизация 2009 г., при всем при этом, останется у меня в фаворитах все по той же причине, которую я выше указала: Хитклифф в ней не законченный злодей и не свихнувшийся вконец маньяк, Харди умудрился внести в образ долю юмора, пара у них с Райли - загляденье, младшее поколение Эрншо и Линтонов все как на подбор обаятельные зайки. Итог - мне такую версию событий все же легче "переварить" и принять, чем версию 1992 г., но это не умаляет того факта, что последний - шедевр в своем роде. Спасибо вам с Jeremia за то, что обратили мое внимание на этот фильм! The heart has reasons that reason cannot know – Blaise Pascal («Сердцу ведомы такие тайны, которые рассудку не понять»).
Сообщение отредактировал NataliS - Понедельник, 13.03.2017, 17:13