Рустом (2016)
Трудно передать эмоции, которые одолевали меня при просмотре фильма. Герой одиночка противостоит шайке коррупционеров готовых Родину продать во имя наживы. Сколько мужество, отваги необходимо простому смертному, хоть он и является офицером военно-морского флота, чтобы пойти против системы. Но он не сдается, борется за правое дело и кто может осудить его за то, что во время этой борьбы он убивает человека. Нельзя добрые дела делать только в белых перчатках. Тем более злодей при жизни не гнушался не чистоплотными приемами, а попросту соблазнял замужних женщин. Вот и жену нашего героя Рустома соблазнил в отместку за провалившуюся сделку. Но правосудие восторжествовало, злодей отправлен в места, откуда не возвращаются, а суд присяжных оправдал героя морского офицера. Хеппи-энд как говорится.
История об убийстве офицером любовника жены и суда над этим офицером впервые встретилась мне при прочтении книги Салмана Рушди «Дети полуночи», но тогда я не особо обратила на неё внимание, хотя как оказалась она вошла в историю судебной системы Индии. Когда вышел фильм Рустом об этой истории снова заговорили и я, решив посмотреть на игру великого игрока Болливуда Акшая Кумара, пробежалась по первоисточникам, чтобы понять всю подоплеку тогдашних событий. Нет, я прекрасно понимала, что историю, произошедшую в 1959 году, не будут полностью экстраполировать в сегодняшний фильм. Но все же, если кинематограф берет за основу реальные события, хочется, чтобы к ним относились не так пренебрежительно - этот факт берем, а этого факта делаем вид, что не было.
В принципе, для зрителя, наверное, нюансы не существенны.Зрителя интересует другое, и я поддерживаю этого зрителя. В самом деле, когда в стране для богатых законы не писаны, они могут позволять себе делать, что хотят - соблазнять чужих жен, находясь во власти совершать незаконные сделки, брать взятки и т.д., а простой человек порой элементарной справедливости добиться не может. Последний вопиющий случай, когда муж умершей в больнице женщины должен был, завернув в простыню её тело, нести пешком из больницы в деревню, чтобы похоронить. Больница отказалась предоставить транспорт для перевозки. И тут вот он герой в фильме – патриот, пошедший один против системы не давший ограбить страну; не спрятавшийся за чужой спиной, а требующий справедливого наказания к себе; хоть и имеющий привилегии, но не пользующийся ими. В конце концов, оставшейся с женой (признавшей свою не правоту и милостиво прощеной) и победивший. Я честно, без всяких подколов, понимаю зрителей ходивших на фильм по несколько раз и сделавших кассу фильму.
Зрителя то я понимаю, а вот съемочную группу фильма Рустом - нет. Так что же нам известно. В долгую командировку аж на 6 месяцев отправляется офицер военно-морских сил Индии, оставляя одну дома молодую жену (фиг с ним, что в реальности присутствовали ещё и 3 детей), она скучает и обижена на мужа за то, что не послушал её и уехал в командировку (напоминаю, муж- военный офицер). И тут развлекать её начинает друг мужа, с которым они знакомы 1,5 года (в реальности 15 лет), попутно соблазняя эту невинную душу, умирающую от скуки. Муж как в анекдоте досрочно возвращается из командировки, летит на крыльях любви, а жены дома нет. Морской офицер, по совместительству комиссар Мегре, проводит обыск в шкафу жены и узнает страшную тайну - в доме измена (в реальности жена сама во всём призналась). Недолго думая он берет в воинской части пистолет и отправляется к другу в дом, где, особо не мучаясь совестью, убивает его (в реальности отправляется с выгодным предложением – передать в руки друга жену и троих отпрысков, но получив отказ на такою сделку, тоже особо не парится и убивает друга). Доблестный офицер сам сдается полиции. И тут кинематограф пишет собственную историю, офицер сначала признает вину, а затем на суде отказавшись от адвоката пытается доказать, что была самооборона. В конечном счете, суд присяжных (предварительно, с помощью мордобоя установив истину) оправдывает его. На самом деле судья отклонил решение присяжных, отправив дело в высший суд и офицера, приговорили к пожизненному заключению, правда, через 3 года амнистировали.
Какую цель ставил режиссер, снимая фильм -показать героя. Но героя чего? С тех давних времен, когда человечество перестало быть стадом, реорганизовавшись в общество, убийство одно человека другим считается преступлением (я даже не рассматриваю религиозный аспект). В фильме же режиссер, потакая низменным инстинктам толпы, оправдывает героя, заявляя его словами «Викрам заслуживал смерти, а я не заслуживаю наказание». А откуда, собственно говоря, у тебя такое право лишать другого жизни, на каком основании ты его получил и решил реализовать. Так если Рустом воображает себя судьей с широкими полномочиями, логично было бы прихлопнуть и жену. И в самом деле, а заслуживает ли жизни скучающая особа морочащая голову обоим мужикам? Но нет, сердце справедливого судьи дрогнуло от слез раскаявшейся блудницы. А может дело в другом и вовсе не желании отомстить за поруганную честь. Параллельно в фильме сплывает другой сюжет. Соблазнитель Викрам совместно с высокопоставленными офицерами военного флота и чиновниками правительства затеяли сделку – купить авианосец, болтающийся без дела в Лондоне (?). Так вот все простенько без затей. А чтобы удостовериться, что этот авианосец «старый и дырявый» отправляют крупнейшего специалиста по данному типу техники - Рустома в народе Руси. Руси пройдясь с папкой по палубе, проведя пальцем по двигателям в трюме корабля, вынес вердикт – своей рухляди достаточно, не берем. Уж 100 тысяч и 200 тысяч ему предлагали, только подпиши бумажку (какое право он имеет вообще эти бумажки подписывать и что, наверное, миллионная сделка не зависит от никому неизвестного Руси – неважно) не поддался он на соблазны. Так чтоб Руси не трепал языком о сделки отправили его в командировку(?), а тут жена изменила. И понял Руси, что убьет он двух зайцев - устранит друга Викрама и заберет его долю от сделки -5 миллионов (ишь крохи какие-то 100 или 200 тысяч предлагают). И получил, что хотел. А как же моральные принципы, патриотизм, чувство долга. Но съемочную группу такие нюансы тоже не интересуют. Съемочная группа возводит на пьедестал убийцу и вымогателя, создавая ореол мученика и изображая борца за справедливость. Но разве не благая цель искусства разоблачать пороки и показывать тот идеал, к которому должны стремиться?
Отдельная песня это суд. Режиссер представление о судебной системе имеет на смотревших Голливудских детективов, в прочем как и о работе полиции. Только там можно увидеть кривляющегося дебила адвоката (не понятно вообще, почему адвокат представлял сторону обвинения, а не прокурор), поддерживающего явно одну из сторон процесса судью, дерущихся присяжных и апофеоз – незнакомого с
юриспруденцией офицера так лихо самого себя защищающего (за 7 дней сидя в тюрьме, накопал материал, который не могло собрать обвинение, находясь на свободе). Я понимаю, что съемочная группа принимает всех за малограммотных, но рамки, то знать надо.
Я не знакома с творчеством Акшая Кумара – всегда ли у него такой дурацкий вид – лицо без эмоций как будто маску наклеили, или он совместно с режиссером решил, что только так и выглядит и ведет себя получивший в награду рога офицер, не знаю. Ничего выдающегося я не увидела. При просмотре меня не покидала мысль, что это фильм не Акшая, а коллективная работа, даже в большей степени заслуга остальных актеров. Хотя карикатурные образы, что они создали, далеки от совершенства. Сестра убитого (Эша Гупта) – Анжелина Джоли вопящая в суде, томно курящая сигареты с длинным мундштуком и на протяжении всего фильма закатывающая глаза как бы приглашая разделить с ней цигель-цигель ай лю-лю. Жена (Илеана Ди Круз) - вечно с печальными наполненными глицериновыми слезами глазами – напоминающая рисованную куклу из японского мультика. И четвертый главный участник событий бизнесмен Викрам (Манодж Баджпаи) – пожалуй, единственный актер который мне понравился в фильме, и внешне и то, как он показал психологию наглого беспринципного дельца. Он мне ещё в Крити приглянулся.
Возвращаясь к эмоциям, обуревавшим меня. Временами мне так хотелось, чтобы под рукой оказался пистолет, чтобы пристрелить практически всю съемочную группу. Уверена, любой суд оправдал бы меня как действующую в состоянии аффекта. ))) :girl_pardon: