Marisa | Дата: Воскресенье, 07.08.2016, 22:26 | Сообщение # 20 |
Admiral
Группа: Проверенные
Сообщений: 9285
Награды: 17
Репутация: 89
Статус: Offline
| Мгновение (2010) Мое необъективное мнение, ну или небольшие заметки о фильме и фильмах.
Фильм снят в жанре боевика, даже, пожалуй, в жанре политического боевика. Как и всегда в таких историях должна быть подоплека, нарушением чьих-то прав, интересов, битве зла с добром, до конца не решенные проблемы, которые через определенное время и приходится решать новым героям. Отмечу, что благожелательно отношусь к данному виду фильмов. С удовольствием поболею за все хорошее против всего плохого, а если еще герой с высоким интеллектом, а не только с большими бицепсами, да и сценарий предполагает закрученость сюжета (обязательно должна быть интрига), а не просто руко-ного махание, то это точно мой фильм. Фильм Мгновение повествует о драме, длящейся в штате Кашмир, точнее Джамму и Кашмир.
Из истории: конфликт, начавшийся в 1947 году после раздела Индии и Пакистана длится не одно десятилетие. Сначала первая индо-пакистанская война в 1947 году, вызванной попыткой махараджи Хари Сингха объявить независимость, когда две трети бывшего княжества Джамму и Кашмир отошли Индии, а треть — Пакистану, который часть территории присоединил к себе, часть передал Китаю, а на оставшейся полоске земли создал государство Азад Кашмир, полностью подконтрольное Исламабаду. Конфликт периодически, то затухал, то разгорался. А затем рвануло в 1987-м, когда сторонники кашмирской независимости обвинили правительство в фальсификации результатов местных выборов. Массовые протесты быстро переросли в расправы над индуистами. К 1990 году мятежники взяли под контроль целые районы столицы штата — Шринагара. Но мятеж погубили внутренние разногласия: «Фронт освобождения Джамму и Кашмира», выступавший за независимость региона, и пропакистанская «Хизб-уль-Муджахеддин» начали войну между собой. Пока сепаратисты резали друг друга, индийские силовики действовали крайне жестко. Парламент страны принял Закон об особых полномочиях вооруженных сил, который полностью развязал руки армии и полиции, выведя их из-под действия уголовного законодательства. Индийские солдаты, сталкиваясь с сопротивлением, открывали огонь и по боевикам с оружием, и по протестующим с камнями, и вообще по всем, в ком подозревали пособников террористов. Восстание захлебнулось, но тихая война на этом не закончилась. Время от времени предпринимаются попытки дестабилизации региона и теперь ставки делаются на точечные теракты. Последние лет тридцать Кашмир, по сути, живет в режиме чрезвычайного положения. В других городах Индии и даже в соседнем регионе Джамму молодежь учится и веселится, ходит в ночные клубы и кинотеатры, то для их кашмирских сверстников патрули на улицах, регулярные обыски и аресты — привычное дело.
Сюжет самого фильма – рассказ о том, как в штат Кашмир накануне очередных местных выборов проводимых центральным правительством направляется секретный агент спецслужб Викрам (Санджай Датт). В его задачу входит сбор информации и выяснение обстановки в штате перед выборами, определение опасности террористических угроз. С момента приезда Викрам, оказывается, втянут в сложные местные политические интриги. На его глазах происходит террористический акт, в котором погибает секретарь одной из партий и чудом удается спастись одному из партийный лидеров Хаджи (Анупам Кхер). Агент начинает собственно расследование, кто стоит за покушением на Хаджи и узнает, что местная элита — преступники, тесно связанные с заграничными главарями исламского фундаментализма, они стремятся к всеобщей дестабилизации, нагнетанию атмосферы насилия и страха среди жителей. А Хаджи сепаратистки настроенный партийный лидер, ради достижения своих целей готовый на все от подкуп местных властей и полиции до попыток физического устранения своих политических соперников или тех, кто осмелился пойти против него, будь-то секретарь партии, молодежный политический лидер современного образца - миролюбивый Аатиф (Кунал Капур) и даже собственная падчерица Азиза (Бипаша Басу), отца которой убили по приказу Хаджи. Ловко обойдя все преграды, собрав под свои знамена закона и справедливости Аатифа, Азизу и местных жителей желающих жить в мире и спокойствии, Викрам раскроит заговор, предотвратит новый террористический акт. Но как всегда в таких фильмах зло наказано не до конца и когда восстановится мир в Кашмире не известно. «Бог сотворил рай. Человек создал ад. И разделяет их всего лишь одна пуля…»
Авторы фильма вводят нас в историю с помощь закадрового текста о событиях 1947 года, а затем через несколько минут, прежде чем вернуться в сегодняшний день повествуют о развернувшейся трагедии 1989 года. Черно белые кадры передают весь трагизм ситуации, начиная с погромов индусов мусульманами, демонстраций ратующих за свободу и заканчивая применением армией силы не разбираясь в тонких материях виновен - невиновен. (Потом в Гуджарате все повторится с точностью наоборот, теперь уже индусы будут изгонять мусульман, а власти будут спокойно на это смотреть). Эпизод выстроен так словно смотришь происходящее на экране телевизора – сводки последних новостей. И черно белое сочетание лишь констатирует событие, не навязывая оценки. Вообще цветовая палитра всего фильма очень приглушенная. Учитывая, что природа Кашмира очень красивая (бескрайние небеса с белоснежными горами, сочно зеленые луга покрытыми светло-сиреневыми цветами шафрана, озера в которых купаются небо и солнце - Рай на земле), используя такой бледный подернутой серой дымкой, цвет авторы фильма пытаются передать состояние убогости и нищеты, в котором пребывает основная масса населения. Штат с самым низким уровнем грамотности в Индии и самой высокой безработицей среди молодежи. Неудивительно, что ряды недовольных пополняются с такой регулярностью и главное ими легко манипулировать.
Музыкальная составляющая фильма представлена 3 композициями. Две основные в центральной части фильма и третья в финале на титрах. Первая из песен чем- то напоминала по стилю композицию из «Любовь с первого взгляда» (дети, играющие в мяч на фоне колючей проволоки и мужчин с автоматами). Не могу сказать, что музыка произвела впечатление и запомнилась чем-то особенным, пожалуй, отмечу финальную песню этакой динамичностью. В общем, все замечательно, все здорово в тех моментах, где режиссер показывает конфликт длящийся годами, точнее именно его историческую часть или отдельные фрагменты, исполненные в черно-белом цветовом решении, когда пытается продемонстрировать и жизнь боевиков, и непростую жизнь обычных обитателей Кашмира, замешанную на страхе, ненависти, смерти, и в тоже время сострадания к другим, дружбе и взаимопомощи. А вот в остальном…
Стоит отметить, что количество персонажей фильма увеличивалось пропорционально времени прошедшему от начало повествования. При этом никто из исполнителей не запомнился какой-то особой игрой, однотипные они какие-то, ну играют и играют, мелькают и мелькают. Динамичность картинки и напрягала, постоянное мельтешение на экране и в тоже время крупные планы героев, а потом подумалось название фильма - Мгновение, здесь всё меняется как в калейдоскопе. В сознании периодически возникала одна мысль, а не пытается режиссер этим фильмом оправдаться за свой предыдущий, наверняка битва с системой за право выпустить прошлый фильм не прошла даром. По большому счету реально в фильме битва идет между плохими мусульманами и хорошими мусульманами, коррумпированная мусульманская партия против честной мусульманской партии и власть приходит на помощь хорошим мусульманам. Тема патриотизма в меру обыграна - единая страна, открытые выборы, политики нового образца – бросившие оружие и ведущие за собой свободный народ словом. Слово свобода употребляется в фильме тысячу раз: «Свобода или смерть», «Аллах Велик, свобода». При этом совершенно не понятно, что они подразумевают под этим словом, какой смысл житель Кашмира в него вкладывают. Странно смотреть на этих орущих о свободе людей, которые всю свою жизнь живут в зависимости то от власти, то от проповедника, да мало ли отчего и знать не знают что это такое свобода. И наверняка если бы эту свободу получили, то не знали, что с ней делать и тут же начали устраивать погромы под лозунгом «Зачем нам дали свободу». Да и само понятие свободы не свободы для каждого разное, выглядит это как насмешка. Допустим, так как штат последние 70 лет воют за отделение от Индии то и скорее всего в понимание жителей это, и есть свобода. Свобода от ненавистной страны, ущемляющей их, это притом, что это единственный штат в Индии, который пользуется особым автономным статусом, ни один закон, принятый в Парламенте Индии не действует на территории Джамму и Кашмира, пока не будет ратифицирован парламентом штата, за исключением законов по вопросам обороны, связи и внешней политике. Но в фильме вопрос отделения выносится за скобки, только без устали повторяется слово свобода. Да еще проповеди Хаджи (Анупам Кхер) о правах человека. Забавно смотреть, как он констатирует и сокрушается о нарушении прав человека среди белобородых старцев, так и читается в их взгляде непонимание: «Кто они эти права человека?». Казалось бы, в фильме столько моментов, где нужно сопереживать о несчастной жизни обитателей этого края: 1. Вот женщины, ищущиесвоих пропавших без вести мужей много лет назад. Цель их существования на протяжении всего фильма - беганье с портретами мужей от одной демонстрации до другой, а в перерывах между ними занятие художественным творчеством, т.е. разрисовка этих портретов. Почему-то ничего кроме раздражения не вызывает .2. Вот главная героиня Азиза сколотившая банду из каких-то летучих ведьм, простите, и уверенная в своей правоте дубасит всех направо и налево, а то и горло перерезает на раз, а когда начинают избивать ее, причем её же подруги по борьбе удивляется, за что? Эпизод битья главной героини страшно фальшив, видимо опасались, как следует побить Бипашу или, что пострадает её лицо, за то потом разрисовали ей физиономию синяками. И вот это мне её надо пожалеть, проникнуться сочувствием? 3. Или попытка авторасыграть на материнских чувствах, зачем показывать убийство детей, да ещё так прямолинейно, насколько это оправдано. У меня это вызывает чувство негодования, но не к тем, кто показан на экране, а к авторам фильма. Все мои способности к сочувствию и состраданию героям фильма в процессе просмотра куда-то улетучились.
Но самым гениальным для меня останется главный герой – агент спецназа. Вот где пиршество ума. И дело было не в способностях актера похожего в эмоциональном плане ходячую мумию, временами его попытки изобразить душевные муки умиляли. Не знаю, какими источниками пользовались авторы фильма и у кого получали консультации (кто-то же должен был их консультировать по работе спецподразделений), но герой получился полностью профнепригоден. Начиная от въезда в город, когда он себя чуть не раскрыл, заканчивая последней операцией, при проведении которой застрелил ребенка. Особо хочется выделить один эпизод. По развитию сюжета Викраму необходима информация, которая имеется только у кашмирских спецслужб, но напрямую он сделать это не может. Поэтому он решает тайно проникнуть в кабинет следователя и скачать нужную информацию. При тотальном контроле армии и проводимых проверках при любых смутных подозрениях герой: а) без проблем проходит сквозь охрану, сказав, что ему надо к такому-то Ф.И.О.; б) великолепно ориентируется в незнакомом помещении кашмирских спецслужб и точно знает, где находится кабинет человека, у которого есть информация; в) за пять секунд определяет неизвестный ему пароль в компьютере и начинает скачивать секретную информацию; г) в момент, когда появляется хозяин кабинета на глазах у него Викрам спокойно выходит из кабинета и как ни в чем, ни бывало, уходит. Как говорил один известный персонаж- картина маслом.
Зачем себя мучила, а ведь и вправду мучила (фильм пришлось смотреть 2 раза, при первом просмотре я просто заснула, тут я грешу на физическую усталость). Наверняка я прошла бы мимо этого фильма. Однако существовало одно но. Режиссером это фильма является Рахул Дхолакия. В связи с его участием в новом проекте Райса, только самый ленивый не вспомнил о нашумевшей Парзании и о её режиссере. Помнится после неблагоприятной экранной судьбы в Индии Дильвале, одна девушка в твиттере меня уверяла, что индийский фанаты Шаха особо на этот фильм и не ставили, но вот наступит новый год и выдут два фильма по зрелищности и кассе затмящие все – Фан и Райс. Дескать, истории, что одного фильма, что другого очень интересные, а в Райсе будет ещё и очень сильный режиссер. Тогда руки или глаза до Парзании у меня не дошли. Однако все- таки посмотрев её, оценив, что это действительно очень сильный фильм, мне захотелось больше узнать о других фильмах этого режиссера. Нельзя же действительно делать вывод по одному просмотренному фильму. И вот я занялась поисками в интернете, что же еще можно посмотреть у Дхолакия. Про то, что данных о режиссере очень мало когда то уже обсуждалось. А вот фильмы, во всяком случае, названии фильмов, которые он снял, имеются. Про один я уже отписалась, он был снят 2009 году после Парзании, а до неё была снята мелодрама «Говори это снова и снова» 2002 г. Обычный среднестатистический индийский фильм, пропагандирующий семейные ценности, очень даже смотрибельный, если особо не замарачиваться. В нем есть все, что должно быть - красивая богатая девушка, симпатичный, честный и порядочный юноша прекрасные виды, песни танцы и обязательное дополнение к таким фильмам Джонни Левер. На этом фильмография заканчивается. Точнее известно, что через какое-то время после Парзании была снята короткометражка «Бомбей, Мумбай одинаковое дерьмо» - одна из одиннадцати историй разных режиссеров входившая в цикл «Мумбайские нарезки». Мировая премьера Мумбайских нарезок состоялась в апреле 2008 года в ArcLight Голливуд в качестве заключительного фильма индийского кинофестиваля в Лос-Анджелесе,затем его показали также как заключительный фильм 10–го Osian кинофестиваля в июле 2008 года. Коммерчески фильм до сих пор не издан, и посмотреть его невозможно. В 2011 году был проанонсирован фильм «SocietyKaam Se Gayi» , где-то он указан как драма, а где-то как сатирический фильм, но ожидалась его мировая премьера в октябре 2013 года. Опять же до сих пор как сообщают некоторые сайты, не издавался. Хотя возможно это мне не повезло его увидеть.
И что теперь прикажете думать, хотя может и не надо думать? Но мне просто хочется понять, чего ждать от известного только одним сильным фильмом режиссера. А судя, с какой периодичностью его фильмы, выходят, а точнее не выходят на экран, возможно, эту историю мог бы снять и кто-то другой? Из того, что я видела и в Мгновениях и в Парзании, я считаю Дхолакию ориентированным на социальные фильмы, ему очень хорошо удается передать всю палитру чувств обычного человека. При этом он реально любит своих героев, а значит, не боится показать без прикрас и слабые и сильные стороны человека, он совместно со зрителем пытается понять, чем продиктованы поступки персонажей фильма. А вот как режиссер, делающий сцены экшен он мне сомнителен. Понятно, что фильм уже сняли и, что толку теперь рассуждать, как было бы. Ясно, что я диванный критик (меня саму в моей профессии всегда веселят люди дающие советы как поступить, далекие от знаний как это делается в реальности), но если я неискушенная в тонкостях кинопроизводства сомневаюсь, то уж корифеи должны тоже это видеть. Возможно информация, что Шах хочет переснять некоторые сцены была в какой-то мере и правдива. Он то - в отличие от Дхолакия собаку на всяких экшенах съел и видит, где и в какой мере усилить для правдоподобия. Тем более Шах хочет как можно больше экранов, а значит, надеется и на прибыль от фильма. В очередной раз держим скрещенные пальцы инастраиваемся только на позитив.
Доступно только для пользователей Доступно только для пользователей
Сообщение отредактировал Marisa - Воскресенье, 07.08.2016, 23:46 |
|
| |